Зодчество. Мировоззрение китайцев и состояние научно-технической мысли проявлялись в развитии архитектуры. В I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три этажа с многоярусной крышей.
Ранние китайские города имели правильную, геометрическую планировку, были разбиты на кварталы, куда входили дворцы правителей, храмы, жилища простых людей, их мастерские, рынки, торговые лавки, чайные и харчевни. Центральная площадь в городе могла быть очень значительной по размеру-до нескольких квадратных километров. Дворец правителя располагался на главной магистрали и превосходил все остальные здания своими размерами. Города нередко обносились стенами, шириной в несколько метров, назначение которых заключалось в защите горожан от набегов соседей2
III в. до н.э. — время образования единого централизованного государства- ознаменовался строительством множества (более 700) императорских дворцов. Тронный зал одного из них вмещал более 10000 тыс. человек. С III в. до н.э. велось строительство Великой китайской стены, защищавшей северные рубежи страны от диких кочевых племен. На воздвижении стены трудились более 2 миллионов государственных Рабов и заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Это было, по-видимому, первое в мировой истории использование принудительного труда политзаключенных.
Рисунок 4. Дракон. Статуэтка из бронзы
Декоративно-прикладное искусство - бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративно-прикладное искусство. На начальных этапах китайской истории оно представлено расписной керамикой Яншао (III тыс. до н.э), названной так по месту раскопок. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.
Во II тыс. до н.э. китайские мастера начинают использовать бронзу. Из нее изготовляли все — от огромных чанов весом 600 кг до крошечных кубков величиной всего в несколько сантиметров. Все сосуды тщательно обрабатывались; излюбленными приемами были нанесение углубленной гравировки и выпуклого рельефа. В I тыс. до н.э. из бронзы стали делать зеркала, украшенные тонкой резьбой.
Издавна китайцы применяли в качестве материала нефрит и кость. Зеленый нефрит был особенно почитаем, так как он использовался для увековечивания культа предков. Техника обработки нефрита достигла своего совершенства именно в Китае Всегда популярной была в Китае яркая расписная лаковая утварь — изящные лаковые подносы, подставки, чаши, вазы, туалетные коробочки. Они получались легкими, яркими, не боящимися воды.
Лаковые изделия получили широкую известность далеко за пределами Китая и составляли важную статью его экспорта.
Постоянно совершенствовалась техника гончарного производства, и IV в. н.э. первыми в мировой практике китайские ремесленники открыли секрет изготовления фарфора.
Домашняя утварь (чаши, кувшины, блюда, подносы) почти всегда украшались определенным узором, что можно рассматривать как начало живописи. В древнейший период важнейшими составными частями декоративного орнамента были знаки солнца, луны, молний. Затем исключительно популярным становится дракон, перед которым как божеством благоговели и которого изображали в самых причудливых формах: с тигровыми лапами, орлиными когтями, длинными усами. Нередко встречаются изображения быка и барана, обеспечивавших как полагали китайцы, людям сытость, благополучие и богатство. В I тыс. до н.э. эти орнаменты дополняются изображениями различных сцен из человеческой жизни — в том числе охоты. Примером древнекитайской живописи могут служить росписи погребальных склепов. На каменных дверях склепов вырезались изображения чиновников в длинных халатах. Это были стражи входа, призванные охранять могилу от злых духов. На стенах представлены эпопеи, рассказывающие о добродетельных сыновьях и верных женах Язык рельефов и живописных изображений был почти одинаков и очень условен. Во всем прослеживался строгий канон.
И людей, и богов принято было изображать в одежде чиновников, испуг показывался вздыбленными волосами, покорность — согнутой спиной.
Мода и быт. Одежда китайцев во многом зависела от времени года, от того, где проживал человек - на севере или юге, в городе или деревне, а также от его сословной принадлежности. Люди среднего сословия летом носили штаны и кофту, к ним добавлялся верхний халат или куртка. Обыкновенным элементом гардероба была остроконечная широкополая соломенная шляпа и легкие сандалии, также сплетенные из соломы. Зимой китайцы надевали башмаки из толстого грубого сукна, теплые шапочки, плащи из бараньих шкур. Зимнее платье подбивалось мехом — беличьим, козьим, а иногда даже шкурками крыс и мышей. Женская одежда была аналогична мужской, только длиннее и свободнее.
Другая информация:
Издатель А. С. Суворин
Одним из самых крупных петербургских издателей, начиная с 70-х гг. XIX в., стал Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912).
В 1853 г., закончив учебу в Константиновском артиллерийском училище, вместо военной службы сдает экзамен на звание учи ...
Общая характеристика Серебряного века
Конец XIX - начало XX века получили название «Серебряного века» русской культуры, связывая его более всего с расцветом искусства - живописи, театра, музыки. Однако не менее блистательные имена появились тогда и в философии.
Выражение и н ...
Застольный этикет
В повседневной жизни японцы носят привычную для нас европейскую одежду и, обедая, сидят на таких же точно стульях и за такими же точно столами что и мы, заходят иногда перекусить на скорую руку в МакДональдс, сидят за чашечкой кофе в кофе ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII