Информационные возможности картины

Великая культура » Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник » Информационные возможности картины

Страница 1

Картина Репина представляет собой комплексный исторический источник заключающий в себе многообразную информацию. На наш взгляд, он позволяет сделать выводы, которые затрагивают не только Государственный совет, как высший законосовещательный орган Российской империи начала ХХ века, но и вообще власть как таковую. Попробуем это доказать.

Во-первых, картина содержит сведения по личному составу Государственного совета. Списочный состав Гос.совета можно найти в официальных документах, однако, на картине мы видим кто из высших сановников реально участвовал в работе. Например, в состав Совета формально входил такой крупный государственный деятель, как генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин (автор военной реформы 60-70 х годов ХIХ века), но на картине он отсутствует. С другой стороны, член Совета Д.Н. Набоков, после отставки в 1886 году с поста министра юстиции постоянно проживавший во Франции, изображен на полотне. Также в заседании приняли участие широко известные всем, интересующимся родной историей К.П. Победоносцев, С.Ю. Витте, П.П. Тянь-Шанский, А.Н. Куропаткин, В.К. Плеве и несколько менее известные, но оставившие заметный след в историческом процессе К.И. Пален, Н.П. Игнатьев, Н.Н. Обручев, Д.С. Сипягин, А.А. Половцов.

Во-вторых, из картины мы видим в какой обстановке проходили заседания высшего государственного органа. В этом смысле картина образно дополняет имеющиеся воспоминания и мемуары. Мы видим небольшой богато отделанный зал, полукругом расставленные столы. Возникает впечатление замкнутости, обособленности узкого круга высших правителей от реальной жизни. Неторопливый церемониал, средневековый антураж, сочетание строгости и торжественности не позволяют допустить и мысли, что где-то за стенами высокого собрания бурлит ХХ век с его выдающимися техническими достижениями и невиданными социальными катаклизмами. Эти обособленность, самодостаточность, тонко переданные Репиным, видимо, присущи российской власти во все времена. Они являются вполне злободневной проблемой и сегодня, что не требует доказательств.

Бросается в глаза солидный возраст членов Государственного совета. В большинстве своем это седые и лысые старцы. Помимо второстепенных чиновников канцелярии молодые на картине только царь и его брат. Разумеется, по архивным документам можно установить средний возраст членов Совета на конкретный год или период времени. Такие данные уже появляются. Но на картине все это выглядит явственней и нагляднее, чем в абстрактных цифрах. Глядя на сгорбленные фигуры, чувствуется, что некоторым сановникам тяжело принимать участие даже в юбилейном заседании. Что же говорить о рабочих занятиях? Приходится придти к выводу, что такие неоспоримые достоинства преклонного возраста как мудрость, осторожность, осмотрительность, огромный государственный опыт все же не перевешивали очевидных недостатков, связанных с болезнями, плохой работоспособностью и низкой активностью. Престарелая элита не просто не хотела, но, даже физически не могла адекватно реагировать на запросы времени.

«Геронтократия» - власть стариков - в период, когда перед страной стояла задача ускоренной модернизации, требовались немедленные и глубокие преобразования, становилась опасной, грозила бедой и неминуемой катастрофой.

Одной из главных характеристик правящей элиты была строгая и сложная иерархичность. В ее основе лежала знаменитая Табель о рангах – краеугольный камень петровской империи. На картине всевластие Табели проявилось в полной мере. Обратим внимание на размещение персонажей. Чиновники Госканцелярии, включая ее руководителя – Государственного секретаря В.К. Плеве изображены стоя. Члены Государственного совета изображены сидящими. Сидят они вовсе не произвольно, а в строгом порядке.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Вопросы к Николаю Борисовичу Голубеву
- Во-первых, как вы стали попечителем булгаковского дома-музея? С чего все началось? Когда мы с друзьями и единомышленниками решили организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира» была закрыта, а на двери подъезда висело официальное о ...

Основание самодержавия
Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр ...

Типология художественных образов
Центральным литературоведческим понятием данной работы является термин "образ". Приведем несколько объяснений данного термина: 1. "Образ художественный – конкретно-чувственная форма воспроизведения некой реальности в эстет ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru