Ряд данных свидетельствует о больших художественных достоинствах хоров, руководимых Ломакиным. Так, например, сборный хор четырех гвардейских полков под руководством Ломакина прекрасно исполнял хоры Моцарта “Ave verum corpus”, “Voto tremendo” (из оперы «Идоменей») и «Фантазию» для фортепиано, хора и оркестра Бетховена.
Совершенство пения в хоровом классе Театрального училища побуждало известного тенора Самойлова приходить туда и петь, например, сольную партию в концерте Дегтярева.
В 1848 году Ломакин был приглашен главным учителем пения в Придворную певческую капеллу. Однако здесь прогрессивная система Ломакина натолкнулась на консервативные певческие традиции, утверждавшуюся десятилетиями рутину хорового обучения, которая за несколько лет до этого заставила уйти из капеллы Глинку. Не только взрослые певчие капеллы, но и сам директор – А.Ф. Львов – не поддержали Ломакина. Ломакин с болью писал о своей работе в капелле, что «польза заглушалась преобладающею силою схоластики».
С периодом деятельности Ломакина в Придворной капелле совпадает огромнейшая работа по гармонизации старинных церковных напевов. Этой работе, проведенной по указанию Львова, Ломакин отдал десять лет, по его выражению, «одуряющего труда».
Несмотря на сложность работы в капелле, труды Ломакина дали свои результаты; многие из воспитанников, занимавшихся под его руководством в течение 12 лет, стали хорошими учителями пения.
Освободившись от Придворной капеллы в 1861 году, Ломакин все внимание перенес на свое любимое детище – хор Шереметева. Здесь с наибольшей полнотой раскрылся исключительный талант Ломакина – хорового дирижера и педагога. Музыкальная культура, отличавшая его среди многих хормейстеров-современников, одаренность педагога и дирижера, упорство, самоотверженный труд и глубокая человечность создали все предпосылки для его успешной работы с хором.
В то время хор состоял, в подавляющем большинстве, из крепостных крестьян (взрослых и детей). В 1853 году в хоре было 86 человек, из них 69 крепостных и 17 вольнонаемных. Взрослых певчих – 32, из них 20 крепостных, малолетних певчих – 54, из них 49 – дети крепостных.
Чтобы представить себе ясно качество голосов в этом хоре, достаточно сказать, что домовую церковь графа Шереметева обслуживало всего 12 певцов (по 3 человека от каждой партии).
Репертуар капеллы Шереметева отличался чрезвычайным разнообразием, а сложность его требовала от певцов большой исполнительской культуры.
Хор исполнял сложнейшие духовные и светские произведения Палестрины, Лотти, Баха, Глюка, Керубини, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Листа, Глинки, Бортнянского, Львова, Турчанинова, самого Ломакина и других композиторов.
Исполнение хора отличалось идеальной технической слаженностью, большой динамической гибкостью, глубокой осмысленностью и эмоциональностью. Последнее выгодно отличало хор от Придворной капеллы. Слава капеллы Шереметева и ее талантливого дирижера была настолько велика, что все крупнейшие композиторы и музыкальные деятели России, как и приезжавшие иностранные музыканты, считали своим долгом услышать этот хор.
Положение капеллы Шереметева, как частного хора, было крайне неустойчиво. В 1871 году умер граф Д.Н. Шереметев, и встал вопрос о роспуске хора. Ломакин прилагал невероятные усилия к сохранению своего любимого детища. Долгое время он содержал хор на свои личные средства. Почитатели хора организовали концертную поездку коллектива в Москву, чтобы собрать средства для его дальнейшего существования. Обстановка бюрократического равнодушия окружала лучший хор России. Несмотря на крайне неблагоприятные условия во время поездки хора в Москву и его пребывания там, выступления капеллы прошли с блестящим успехом.
Другая информация:
Искусство Древнего Египта
Можно сказать, что искусство Древнего Египта – это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могл ...
Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
Античное мифотворчество и культура сменяются господством религии. Религия в период средневековья сопровождает всю жизнь человека, от его рождения до смерти. Она довлеет над его бытом, направляет его суждения, контролирует чувства, она дае ...
ХVШ век
В ХVШ в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Белый паричок уровнял все возрасты, так как его носили как молодые, так и старые придворные.
Женщины надевали куафюры каркасные ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
