Капелла Шереметева

Великая культура » Капелла Шереметева

Страница 1

Cреди частных хоров России выдающееся место занимала капелла графа Шереметева в Петербурге. Организованная еще в 50-х годах XVIII века П.Б. Шереметевым, сыном фельдмаршала Петра I Б.П. Шереметева, она просуществовала около 150 лет и явилась зародышем, из которых выросли известные театры Шереметевых.

Певческие кадры капелла черпала в основном из крепостных украинских вотчин Шереметевых (Борисовка, Михайловка, Алексеевка и другие).

О тяжести художественных обязанностей крепостных свидетельствует тот факт, что добровольно желающих поступить в капеллу не было. В 1793 году Шереметев писал в своем приказе: «Объявить в Борисовке, что если из басов и теноров, живущих в вотчине, кто пожелает поступить в хор, получит жалованье 50 рублей в год, полное довольствие продуктами и платьем, семья будет облегчена от налогов».

Одним из первых руководителей и дирижеров капеллы был хоровой композитор, автор оратории «Минин и Пожарский», по происхождению крепостной крестьянин графа Шереметева – Степан Аникеевич Дегтярев (1766-1813).

С.А. Дегтярев в семилетнем возрасте вместе с сестрой и братом был взят в крепостной хор Шереметева. Обладая прекрасным голосом (альтом), он исполнял ответственные партии в оперных спектаклях театра Шереметева.

Талантливый композитор и дирижер, он не смог развернуться в тяжелых условиях крепостной зависимости.

После смерти Н. Шереметева и С. Дегтярева капеллой некоторое время руководил хормейстер, придворный певчий Ф.Леницкий, затем композитор А. Сапиенци (итальянец по происхождению), не оставившие сколько-нибудь заметных следов своей деятельности.

Подлинный расцвет хора связан с именем одного из выдающихся русских хормейстеров – Гавриила Якимовича Ломакина (1812-1885).

Сын крепостного, Г.Я. Ломакин родился в Борисовской вотчине Шереметева (Курская губерния), откуда взят был в свое время и Дегтярев. Десятилетним мальчиком, обладавшим прекрасным дискантом, он был привезен Леницким в капеллу в Петербург. Отличаясь с детства редкой музыкальностью, Ломакин сочетал страстную любовь к музыке с необычайным трудолюбием.

Первые уроки музыки он получил у крепостного музыканта из оркестра Шереметева. Восемнадцатилетним юношей Ломакин был назначен учителем пения в капелле.

Огромная заслуга Ломакина заключалась в том, что он первым ввел в хоре настоящее профессиональное обучение. Архивные документы сохранили для нас ценнейшие дневники занятий с капеллой Ломакина и его помощников Алабушева и Коноплева. Эти дневники свидетельствуют о тщательной продуманности всей системы образования хорового певца (имеется в виду, как музыкальная грамотность, так и разнообразная вокальная техника). В последствии эта система занятий была изложена в книге Ломакина «Краткая метода пения», изданной в 1860 году.

В 1832 году Ломакин познакомился с Глинкой. Последний предложил ему для исполнения с хором сочинения Баха. Глинка высоко ценил исполнения капеллы: «Нигде в хоре не слыхал я такой стройности. Вы первый человек, Гавриил Якимович, который довел детей такой верности и твердости».

Вскоре после прихода Ломакина в капеллу его работа дала замечательные результаты. Он стал самым популярным хормейстером в Петербурге.

В 1831 году Ломакина приглашают учителем пения в Павловский кадетский корпус. Ломакин начал преподавать в первом и втором кадетских корпусах, морском корпусе, дворянском полку. Кроме того, Ломакин вел хоровое пение в Театральном училище, лицее, пажеском корпусе, корпусе путей сообщения, Училище правоведения, в пяти женских институтах. Учеником Ломакина по Училищу правоведения был П.И. Чайковский, который с большой теплотой вспоминал о своем учителе. Ломакин заронил любовь к хоровому звучанию и управлению хором своему ученику по Училищу правоведения князю Ю.Н. Голицину. этот замечательный хоровой дирижер со своим хором из крепостных крестьян прославил русское искусство не только на родине, но и за ее пределами. Малолетними учениками Ломакина, певшими в хоре Театрального училища, были Мартынов, Максимов, Воробьева, Степанова, Лядов и другие.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Итальянский пролог
Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя реакцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а ин ...

Советское кино 30-х годов
В 30- е годы все отчетливее проступает связь советского кинематографа с поступательным движением жизни нового общества. Это становится главной традицией советского экрана. Особенных успехов советское кино достигло в историко-революционно ...

Известные люди, связанные с театром
C 1 по 12 сентября 1846 г. в 13 спектаклях ("Москаль-чарiвник", "Наталка-Полтавка", "Матрос", "Ревизор" и др.) выступал Щепкин М. С Выступали здесь основатели украинского театра - М.Л. Кропивницкий, ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru