Все древнейшие племена, составившие этническую основу казахской народности, по расовому признаку принадлежали к одному так называемому южно-сибирскому монголоидному типу, говорили на взаимопонятных диалектах тюркского языка и имели одинаковый тип хозяйства – кочевое скотоводство.
Однако все эти племена занимали обособившиеся друг от друга территории.
Племена, кочевавшие на юге и юго-востоке современного Казахстана, получили название Старшего жуза; те, которые населяли среднюю часть Казахстана – назывались Средним жузом; племена же, обитавшие в западной части Казахстана именовались Младшим жузом. Эти жузы представляли собой союзы родственных племен. Слово «жуз» переводится как «сотня», т.е. в каждом жузе примерно по сотне родов. Роды объединялись в родоплеменные объединения тайпа. Племена объединялись для того, чтобы легче было отражать нашествие общих врагов и для нападения на соседние владения. Племенные союз жузов были важной ступенью в формировании казахской народности.
Остановимся на истории крупных племен и родов, составляющих Младший жуз, к которому относятся казахи, проживающие в Астраханской области, также являющиеся выходцами Букеевской или Внутренней Орды.
По устному Шежире Младший жуз пошел от потомков человека по имени Бекарыс.
Шежире – это история о происхождении племен и родов казахского народа.
С начала и до середины XVIII века в Младшем жузе главенствовало племя Каракесек, а с конца XVIII века это племя ослабевает, теряет свое главенствующее положение, а вместо него выдвигается родовое объединение Алима. Этим и объясняется то, что главными бияши Младшего жуза выбирались только из рода Алима.
Более малочисленные роды постоянно терпели со стороны крупных родов притеснения и унижения, особенно роды, входящие в состав «Жетыру». Поэтому, по совету Тауке-хана (1680-1718) эти небольшие, не имеющие между собой никаких родственных связей роды, объединились в одно племя и называлось это родовое объединение, как было сказано, по числу родов «Жетыру» («Семь родов»).
Ученые считают, что семь родов, объединившиеся в одно племя, являются «осколками», т.е. частями крупных родов, по каким-то историческим обстоятельствам покинувшие свои родные места и влившиеся в состав Младшего жуза.
Это можно проследить на примере двух родов – Кердери и Жагалбайлы.
Кердери – прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими мест гуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э.
После того, как покинули родные места, они разделились на две части: одна небольшая часть осела недалеко от родных мест, а другая более крупная часть дошла до Бактрии и образовала здесь Кушанскую державу, охватившую юг Средней Азии, Афганистан, Северную Индию и ряд других районов.
Что касается рода Жагалбайлы, то существует такое предание. Когда распалась Золотая Орда, из нагайских земель два известных батыра Жагал и Байлы со своими подданными переселились на реку Жайык. И со временем их потомки называли себя именами двух предводителей – Жагал-Байлы.
Согласно этому преданию род Жагалбайлы пришел из Ногайской Орды. Полагают, что остальные пять родов пришли сюда из Среднего жуза.
Теперь остановимся на истории слова «бериш». Известный ученый С. Аманжалов писал, ссылаясь на труд арабского писателя аль-Айни, что египетские султаны Бейбарс (годы правления 1260-1279) и Калаун (годы правления 1279-1290) – выходцы «из кипчакского рода берж оглы». М. Танышпаев в своей книге рассказывает, что слово «берж» у тобольских татар означает «крепкий», «твердый». Одним словом, крупное казахское племя «бериш» относится к древнейшим казахским племенам. По устному Шежире «бериш» - не племя, а имя человека, от которого родилось 12 детей.
Рода и племена Младшего жуза, в основном, состоят из кипчаков, а остальные – из огузов и ногайцев. Это можно объяснить на примере племени адайцев.
О происхождении адайцев существует много версий, из них более правдоподобной считается следующая. Адайцы – потомки древнейшего племени Дай, обитавшего на побережье Каспийского моря. Сначала дайцы входили в состав кангюйского государства, просуществовавшего с III века до н.э. до I века н.э. Затем входили в состав Каганата западных тюрков, захвативших этот регион. Во второй половине VIII века племена огузов перешли из Семиречья, где обитали, в район Сырдарьи. На новом месте огузы, достигнув своего расцвета, стали захватывать соседние племена, присоединив их к себе. В это время (Х век) дайцы и вошли в состав огузов. Во время прихода огузов дайцы обитали на полуострове Мангыстау. Однако огузы Мангыстау приняли за остров и его обитателей, называли «адаи». Остров на языке огузов – «ада», а житель «острова» приняли имя «адай». Когда в XI-XII веках огузы покинули эти места, остались адайцы и часть огузов на побережье Сырдарьи, занимавшаяся земледелием.
Другая информация:
Искусство
Москвы 14–18 в
Выгодное географическое положение города всегда оказывало благоприятное влияние на его судьбу. Лежавшая между западными и восточными русскими землями, Москва оказалась в се редине территории, на которой формировалась русская нация. Благод ...
Маньеризм
Маньеризм – от ит. вычурность или манера. Термин вошел в широкий обиход в XX в., но применялся еще Вазари в XVI в. к итальянской живописи и архитектуре периода 1520 – 1600 гг.
Маньеризм – художественное направление эпохи Возрождения, воз ...
Типичная древнеегипетская семья
Каждый глава семьи жил в своём доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятие “построить дом” и “взять жену” были для египтян синонимами. Мудрый Птахотеп советовал своим ученикам соверша ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII