Будущее земной цивилизации Сорокин связывает с преодолением социально-культурного кризиса XX века, все проблемы и катаклизмы которого, в конечном счете, выводятся им из дезинтеграции современного "перестойного" чувственного строя. Выход из этого кризиса усматривается им на пути рождения новой, интегральной по своему характеру культуры, первые весенние ростки которой "уже появились и медленно растут". Важнейшим фактором появления нового культурного порядка является "дополнение" материальных, физических реальностей и ценностей, господствовавших доныне в западной культуре, ценностями рациональными и сверхчувственными. Осуществление этого идеала Сорокин видит в тесной связи с процессом культурной интеграции культур Запада и Востока, на котором, в отличие от Запада, до сих пор преобладали сверхчувственные, идеациональные реальности-ценности. При этом, согласно Сорокину, речь не идет о формировании единой, тотальной культуры: "в дальнейшем, в великих "спектаклях" истории буде не просто одна евро-американская "звезда", но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов". В этих культурах, при восприятии и сохранении лучшего, что было создано западной "чувственной" цивилизацией, ключевую роль должны сыграть философские и религиозно-этические системы, ориентированные на творчески-интегрирующее восприятие реальности и проникнутые тем, что Сорокин называет "мистической энергией любви".
Итак, будущую культуру Сорокин видит как интегральную, но из всех существовавших до сих пор интегральных культур она призвана стать самой грандиозной и многогранной, "переплавившей" в себе традиции огромного количества народов и стран. И этот процесс немыслим без трех "китов", которыми, по-видимому, призваны стать рациональный разум, искусство и религия. Религия должна выступить новым (или, точнее, хорошо забытым старым) источником культурных ценностей; но проводником этих ценностей могут быть только разумная творческая мысль и интегрирующее, органическое по своей природе эстетическое творчество искусства. Сверхрационально-сверхчувственное, просветленное и уравновешенное высокой эстетикой и культурой мышления - вот идеал культуры Сорокина, в котором он видит достойную оправу для самой главной ценности: бескорыстной творческой любви, этого "бесконечного универсума, который неисчерпаем качественно и количественно".
В заключение тоже приведу цитату из П. Сорокина, выражающую оптимизм по отношению к развитию культуры и социума:
"Впереди у нас - тернистый путь. Но в конце его смутно вырисовываются величественные вершины новой идеациональной или идеалистической культуры, по-своему столь же великой, как и чувственная культура в пору расцвета ее творческого гения. Таким образом, творческая миссия западного общества и его культуры будет продолжена, и великая социокультурная мистерия увенчается новой победой".
Другая информация:
Творческий путь Б.Окуджавы
Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь. ...
Мода XVIII века
Безмерна власть его над женским полом:
Кто ж, фраком опьянясь короткополым,
С раздвоенным, как у чижа, хвостом,
Захочет на мужчин смотреть потом?
Эдгар По
Мужчины во Франции носили приталенные длинные, до коленей, жакеты и того же фа ...
Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широк ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII