Становление к. д. Кавелина как историка государственной школы

Великая культура » К.Д. Кавелин как историк "государственной школы" » Становление к. д. Кавелина как историка государственной школы

Страница 2

В работах Погодина Кавелин усматривает больше недостатков, чем достоинств. Он считал бесплодными попытки Погодина противопоставить друг другу русские и западно-европейские институты: 1) феодализм и удельную систему; 2) традиции Римской империи и Византии; 3) монгольское иго и крестовые походы и т. д.

Кавелин резко критикует идеалистические взгляды Погодина на историю (например, последний считает, что реформы Петра I были следствием смерти царевича Дмитрия), и противопоставляет ему новый, «прозаический» взгляд на историю.

Учитывая то, что, как сказано выше, Кавелин искал закономерности в истории, понятно, почему он критиковал Погодина за то, что он – противник систем и теории, и в то же время строит их наперекор фактам.

Кроме того, необходимо сказать, что, хотя, как говорилось выше, у Кавелина сохранились некоторые черты славянофильских воззрений, он выступил одним из главных защитников западнических идей.

При этом он был объективен: например, не отрицал, что Д. А. Валуев добросовестно давал реальным событиям справедливую оценку. Выступая против славянофилов, Кавелин также выдвигает одно из положений своей будущей концепции: петровские реформы были закономерными, так как Россия в них нуждалась.

Итак, подводя итоги, отметим, что к концу 40-х годов взгляды Кавелина как историка государственной школы в целом сформировались. Он выдвинул уже все положения своей концепции исторического развития России:

1) основой древнерусской истории было кровно-родственное начало, заменявшееся постепенно государственным;

2) исторический процесс закономерен;

3) взгляд на историю должен быть «прозаическим».

Кроме того, Кавелин показал себя сторонником западничества. Тем не менее мы должны заметить, что он был объективен и не только не отрицал, но, наоборот, даже подчеркивал различия между Россией и Западной Европой, что можно увидеть уже в его статье «Взгляд на юридический быт древней России», в которой впервые Кавелин четко выразил и обосновал все вышеуказанные положения своей концепции.

Перейдем теперь непосредственно к источнику.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Понятие техники тела
Научный труд Марселя Мосса «Техника тела» состоит из четырех частей: «Понятие техники тела», «Принципы классификации техники тела», «Биографическое перечисление техники тела», «Общие размышления».Ознакомимся детальнее с первой частью, ее с ...

История "Эпоса о Гильгамеше"
Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается "Эпос о Гильгамеше" — собрание шумерских легенд, позже переведенных на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпо ...

Техника детского периода
Для развития техники тела важны детские навыки. Так ребенок, вскормленный грудью и долго не отлучаемый от нее, цепляется за шею и бедра матери. Это отличная гимнастика, закладывающая двигательные навыки на всю жизнь. Сам процесс отлучени ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru