Живопись

Великая культура » Культура дореформенной России » Живопись

Страница 2

Крамской, покинувший "Петербургскую артель художников", в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н. Ге и критиком В. Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников, среди них были как уже известные мастера (Н. Ге, И. Шишкин), так и ученики Академии И. Репин, Ф. Васильев.

Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это были Вильно, Рига, Киев, Харьков, Одесса). "Отныне, - писал М.Е. Салтыков-Щедрин, - произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах."

Диапазон творчества членов "Товарищества" был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений и, наконец, живописное мастерство. Темы произведений теоретика передвижничества И.Н. Крамского (1837-1887) не были типичны для «товарищества». Он почти не работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам ("Христос в пустыне", 1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную связь этого полотна и "Автопортрета" художника (1867, ГТГ). "Итак, это не Христос . Это есть выражение моих личных мыслей", - писал Крамской. Но если "Автопортрет" - символ активной жизненной позиции, то "Христос в пустыне" отражает иную ступень нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя высшей справедливости. Не случайно картину Крамского воспринимали как благословение на подвиг народники 70-х годов. Новый идеал личности Крамском создал в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М. Достоевского, 1872; Л.Н. Толстого, 1873; Н.А. Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет салонности ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884, ГТГ).

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Виноградная лоза в убранстве церквей
Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все эт ...

Культурное наследие киноискусства XX века
Дата 28 декабря 1895 года вошла в историю человечества как дата рождения кино. Братьев Люмьеров и Жоржа Мельеса по праву считают основоположниками кинематографа. Существует мнение, что все дальнейшие развитие кинематографа было задано раз ...

Искусство пейзажного сада
Более двух тысяч лет тому назад император захотел больше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции с тем, чтобы изуч ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru