Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы.
Центральную роль в общественной жизни в пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е г.г. 19 века она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).
В России по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н. Чичерина (1828 – 1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин (1818-1885) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности в либеральной печати, именно, благодаря ей, происходило формирование нового политического сознания, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли – либеральной, культурнической, революционной.
Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин (1814-1876) , князь П.А. Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н. Толстой (1828—1910). Бакунин и его сподвижник С.Г. Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя.
Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насилием». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления - все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие. Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классовой борьбы и доказывал, что решающей силой в развитии человеческого общества всегда были сотрудничество и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеобразный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих русских писателей, и в самом складе русского характера.
Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И. Писарева (1840-1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в эмиграции был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народничества.
Другая информация:
Культура советской России
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и в ...
Наука и техника
60-90-е годы XIX в. отмечены замечательными успехами отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л. Чебышев (1821-1894), сделавший выдающиеся ...
Женский костюм Древней Греции
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мо ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII