Когда накануне тысячелетнего юбилея русской государственности возникла идея установки памятника, его решено было поставить в Новгороде, где сохранился не разоренный татарами исторический центр с Кремлем и знаменитой Софией, построенной по киевскому образцу. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в нем могли участвовать не только маститые академики, но и все желающие. Победить удалось Михаилу Микешину, для которого это был дебют в монументалистке, хотя в дальнейшем он прославился как автор памятников
Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Надо сразу сказать, что это была коллективная работа шести скульпторов. Иначе и быть не могло, ибо одному человеку невозможно в короткий срок создать грандиозные композиции, насчитывающие 129 фигур.
Фактически мемориал представляет собой скульптурную летопись государства за тысячу лет. Всего по первоначальному замыслу должны были прославляться только правители и связанные с ними события. Но воспитанный поэтом Жуковским император Александр II предложил вторым рядом пустить не битвы, а выдающихся деятелей России. Таким образом, шесть эпох русской истории - основание государства, принятие христианства, победа на Куликовом поле, централизация государства, начало царской династии Романовых и петровские преобразования, а также последующие два века русской культуры - были персонифицированы в образах государственных деятелей, начиная от Рюрика. Такая условная периодизация русской истории отражала исторические представления XIX века. Список изображенных лиц утверждал царь, а он отнюдь не потворствовал либеральным наклонностям создателей памятника. Поэтому ждать абсолютной идентичности его выбора нашим современным представлениям не приходится. И все же мемориал давно уже стал экспонатом музея под открытым небом, каким, бесспорно, является Новгородский кремль. И поэтому к нему скорее стоит относиться как к объекту исследования, а не как к предмету политических дискуссий.
Другая информация:
Цивилизационные процессы
В XVIII веке складывается само понятие «цивилизация». Хотя крупный французский историк, один из основателей школы «биографии идей» Люсьен Февр считал, что это слово создал французский философ Гольбах в 1766 г., оно встречается во французс ...
Различия между православием и католичеством
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николае ...
Особенности казахской культуры
Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов – седла, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла – богато украшались орнаментом (Приложение 4). Об ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII