История возникновения праздника

Великая культура » История праздника, традиции и обряды Пасхи » История возникновения праздника

Страница 3

Церковь в своих песнопениях свидетельствует, что Ангел Господень благовествовал Богородице о воскресении Христа: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся . Твой Сын воскресе тридневен от гроба». В Евангелиях, однако, ничего не говорится о том, видела ли Богородица Своего воскресшего Сына. Но существуют выражения, упоминающие о «другой Марии». Евангелист Матфей пишет: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1). Св. Григорий Палама, толкуя этот стих Священного Писания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу.

Первыми после Богородицы воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда как женщины с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу, дабы умастить благовониями тело Иисуса. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. А это значит, что для того, чтобы удостоиться узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

Первое явление Христа женам-мироносицам имеет также глубокий Богословский смысл. Святой Григорий Палама учит, что Воскресение Христа является обновлением человеческой природы и ее оживотворением, воссозданием и возвращением первого Адама к безсмертной жизни. Первого Адама, после его сотворения, первой увидела женщина, так как в то время не существовало никого другого, кто бы мог его увидеть, поскольку Ева была сотворена после него. Так же и нового Адама в момент его исхождения из гроба не видел никто, но лишь по прошествии некоторого времени первыми Его увидели женщины. Таким образом, мироносицы стали Евангелистами из Евангелистов и апостолами из апостолов.

После Воскресения Христос является собранию учеников, находившихся в горнице. Первый раз это было в отсутствие Фомы, а другой раз - в следующее воскресенье в присутствии Фомы (Ин. 20, 19-29).

Согласно св. Григорию Паламе, Христос является не тому или иному отдельному ученику, но всему собранию, а потому Фома и не мог увидеть Его, так как отсутствовал. Когда же в следующее воскресенье он уже был вместе с прочими учениками, то тогда и ему удалось приобщиться к этому великому опыту. По этой причине св. Григорий и нам советует, чтобы мы не отсутствовали на воскресных собраниях в церкви, дабы не приключилось с нами то, что случилось с Фомой.

Существует, однако, и более глубокое объяснение причины, по которой Фома не мог лицезреть Христа в первый день. Апостол Фома, согласно толкованию блаж. Феофилакта, был сомневающимся и считал Воскресение Христа невозможным. То есть, он еще не достиг такого внутреннего духовного состояния, которое позволило бы ему созерцать воскресшего Христа. Задержка Христа с очередным явлением на целую неделю имела своей целью ни что иное, как душевное приготовление Фомы. Подготовившись должным образом, и он стал Богословом, исповедуя: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28).

Одно из явлений Христа ученикам произошло на Тивериадском озере, когда те рыбачили в открытом море (Ин. 21, 1-14). Мы здесь не будем приводить подробностей произошедшего события и описывать способ явления, но подчеркнем лишь некоторые интересные моменты.

Первое - то, что ученики не узнали Христа. Это объясняется тем, что явление Христа есть не просто Его видимое присутствие, но откровение, раскрытие Им Самого Себя. Евангелист Иоанн ясно говорит: «После того обнаружил Себя снова Иисус .» (русский перевод этого отрывка «опять явился Иисус .» является неточным). Христос открывал Самого Себя тогда, когда Сам этого хотел.

Второе - откровение Христа происходит соответственно духовному состоянию людей. Поэтому после необычайной ловли рыбы первым, кто Его узнал, был Иоанн, который и объявил об этом Петру. И тогда Петр опоясался одеждою и бросился в море, чтобы быстрее добраться до Христа. Св. Григорий Палама говорит, что Иоанн «был более других готов к тому, чтобы узнать Бога», в то время как Петр был «снова самым горячим и более других готовым к делу». Следовательно, таким образом, к созерцанию более всех готов Иоанн, а ревностнее всех и более всех готов к делу Петр. Это показывает, что через созерцание узнается Бог, а за этим следует действие.

Третье - когда ученики вышли на сушу, то увидели « .разложенные угли и на них лежащую рыбу и хлеб .». Ученики видят рыбу, которая не была поймана из озера. Из рассказа Евангелиста Луки о явлении Христа ученикам видно, что Он на их глазах съел часть печеной рыбы и сотового меда. Разумеется, после Воскресения Христос не имел нужды в принятии пищи. Однако Он делает это для удостоверения учеников в том, что перед ними не призрак, но их Учитель и Господь с подлинным телом. В одном из Своих явлений ученикам Христос, видя, что в их сердце существуют помыслы неверия, сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Тело Христа было не призраком, но в то же время это было уже и не то тело, которое так хорошо знали ученики до крестной смерти Христа.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Культура Европы в XVII–XVIII веках
В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни общества. После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения приходит разочарование, отчаяние и траг ...

Европейские стандарты бального танца
В 1924 Имперское Общество Учителей Танцев (ISTD) взяло инициативу выработки определенных стандартов танца. Ответственным за это был назначен Комитет бальных танцев ISTD. Его членами являлись: мисс Джозефин Брэдлей, мисс Ив Таймгейт-Смит, ...

Дизайн: основные понятия и стили интерьера
Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "design" ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru