Энтузиасты-ученые выступали и как лекторы, и как организаторы, и как первые режиссеры научной кинематографии. Ими была создана серия короткометражных' научно-популярных фильмов («Жизнь моря», «Возможности и надежды современной медицины», «Жизнь в пресной воде», «Форма и окраска животных как средство самозащиты» и др.). В здании Университета имени Шанявского — на Миусской площади в Москве — был организован цикл публичных лекций, на которых показывались эти первые научные ленты.
В свою очередь была сделана попытка организовать в Москве и постоянные научные кинотеатры. Большие усилия, но внедрению научного кинематографа употребил, например, известный московский театральный деятель С. Зимин. Он вложил крупные средства и открыл кинотеатр на Театральной площади - в самом центре Москвы. Правда, этот кинотеатр просуществовал недолго. Попытка использования кинематографа как средства просвещения была предпринята и в других городах России.
В этом отношении в первую очередь следует отметить Одессу. По свидетельству украинского исследователя Г. Журова, уже в 1898 году Одесский лекционный комитет для народных чтений использовал на своих лекциях киноленты. Работа эта продолжалась в течение нескольких лет .Дело просветительского кинематографа активно развивалось в Самаре и Нижнем Новгород, и известно также о существовании в 10-х годах научных кинотеатров в Киеве (в Лукзяковском Народном доме и в одном из коммерческих училищ), в Екатеринбурге, в Юрьеве, в Смоленске, в Риге и в других городах. В общей сложности их было до первой мировой войны несколько десятков.
В 1912 г. фирма «Пате» начала производство недорогих проекторов «Кок». Этот кинопроектор стоил 175 рублей и весил всего 14 кг вместе с динамо-машиной, используемой для накала источника света. Работал проектор от ручного привода, который одновременно приводил в действие и динамо-машину. Фильмы на этом аппарате можно было проецировать на экран размером Зх4 метра. Аппарат «Кок» был узкопленочным, рассчитанным на киноленты с особой перфорацией. Фильмы для него печатались на ацетатной негорючей пленке, что было несомненным достоинством. Но аппарат «Кок» не смог внести существенный вклад в дело приобщения сельских жителей к кинематографу. Обладая хорошими техническими характеристиками, он мог демонстрировать фильмы, созданные только фирмой «Пате», а их производилось не так много, и они были очень дороги. Возможности обновлять репертуар были ограниченными. Работники просветительского кино быстро поняли, что стали жертвой ловкой спекуляции французской фирмы.
В России поборником и настоящим подвижником «разумного кинематографа» был создатель крупнейшей кинофабрики А.А. Ханжонков. Он организовал собственное производство научных фильмов. В 1911 г. А.А. Ханжонков основал при своей кинофабрике Научный отдел, который на протяжении 5 лет выпускал в большом объеме научно-популярные и просветительские картины, посвященные самой разнообразной тематике.
Другая информация:
Культура в понимании Н.А. Бердяева
Яркое ощущение кризиса, болезненное раздвоение в поисках путей выхода выражены у Николая Александровича Бердяева (1874—1948). Стремление к переменам, ожидание и страх перед ними характерным образом выражены в таком признании этого мыслите ...
Монументальная и станковая живопись, иконописные школы XVI
– XVIII ст
В станковой и монументальной живописи конца XVI – XVIII ст. столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.
Для живописи начиная с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных р ...
Описание
и правила
Первые события Ла Томатины начинаются с 10 часов утра. Множество грузовиков, гружённых помидорами въезжают на центральную площадь города Плаза-дель-Пуэбло. Томаты везут из соседнего автономного сообщества Эстремадура, где они дешевле.
По ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII