Росписи Бонампака

История и культура древней цивилизации Майя » Росписи Бонампака

Страница 1

В непроходимых лесах мексикан­ского штата Чиапас обнаружен храм, внутренние поме­щения которого — три изолированные друг от друга камеры — сплошь расписаны великолепными фресками.

Храм с настенными росписями был не единственным строением вновь открытого религиозного центра. Как установили археологи при более поздних раскоп­ках, к храму примыкало около десятка других культовых сооружений, составлявших с ним вместе единый архи­тектурный комплекс-ансамбль, типичный для священ­ных городов древних майя Классического периода. Известный американский исследователь-майист С. Морли назвал его «Бонампак», что в переводе с майя озна­чает «Стены с живописью».

Место для города Бонампака и его планировка бы­ли удивительно удачно выбраны и разработаны древ­ними зодчими. Он строился на берегу реки Лаканха, на ровной естественной площадке, окруженной с трех сторон высокой террасой. Террасу строители выровня­ли и на ней возвели основные сооружения города, в центре которых стоял храм с росписями.

Росписи Бонампака дали недвусмысленные ответы на многие дотоле спорные вопросы из истории майя. Прежде всего они неопровержимо доказали, что Клас­сический период отнюдь не был эпохой глубокого мира, в том числе социального, как утверждало большинство зарубежных ученых, стремившихся доказать, что война появляется на землях майя лишь с приходом воин­ственных тольтеков — одного из мексиканских пле­мен — и наступлением в истории майя так называемой Тольтекской эпохи (X—XVI века). Среди многочисленных племенных образований этого древнего народа, находившихся к тому же на разных стадиях общественного развития, шла жестокая крово­пролитная война, свойственная рабовладельческому обществу, процесс становления которого относится именно к классическому периоду истории древних майя.

Изображенные сцены с неопровержимой достоверностью раскрывают классовый характер обще­ства. Двухъярусное расположение изображаемых событий — религиозный обряд, предшествующий началу военного похода, сра­жение и пленение врагов, торжество победы — точно соответствует невидимым ступеням социальной лестни­цы. Каждый представитель своего класса вне зависи­мости от того, чем он занят на картине, неукоснитель­но располагается на ступени-ярусе, соответствующей его социальному положению и рангу.

Верхний ярус — верхняя ступень социальной лест­ницы — отведен знати и жречеству, причем правитель — халач виник всегда в центре и чуть повыше своих «придворных». Проследить это крайне легко не толь­ко благодаря внешнему виду и форме одеяний, клас­совый характер которых не смог пока еще скрыть ни один художник мира, но и потому, что каждый из вы­сокопоставленных персонажей выписан предельно индивидуально, то есть портретно, хотя всего только в профиль.

На нижнем ярусе художник изобразил народ; здесь разместились воины, «горожане», музыканты, танцоры и другие простолюдины. Они тоже непосредственные участники событий, запечатленных на стенах храма. На росписях Бонампака изображено, однако, не пассив­ное, физическое, присутствие «толпы» или «народа», а его активное участие и эмоциональное согласие со всем происходящим. Благодаря этому совершенно от­четливо ощущается стремление художника передать духовную близость, объединяющую верхнюю и ниж­нюю ступени социальной лестницы, которую он сам открыл для нас.

Ядром каждого города был храм, обычно на высоком пирамидальном основании, окруженный домами зна­ти с характерными ступенчатыми арками (круглых майя не знали). Та­кой религиозно-административный центр располагался в виде акрополя на холме или формировал главную площадь. Вокруг него находились бо­лее скромные жилища простых го­рожан.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок
Культура понимается как выражение человеческой природы. Природа понимается в качестве некой умозрительной конструкции и порождает черты культурного процесса. Впервые данная трактовка была дана Эдуардом Тайлором в 1871 г., где пытался хро ...

Летописание
Одним из подтверждений этому являлась летопись, которая была одним из памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давал ...

Деловые переговоры
Японский стиль ведения коммерческих переговоров характеризуется тем, что японские представители, когда им делают большие уступки, отвечают тем же. На любых переговорах с ними угрозы дают очень малую эффективность, хотя сами японцы на пере ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru