Просвещение можно считать главным феноменом XVIII века. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что знания должны быть доступны и народу. Самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей были таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль. Культура XVIII века создала научное, философское, мировоззренческое течение – модернизм, который, вобрав в себя основные прогрессивные черты предыдущих этапов культурного развития общества, стал определяющим направлением для культуры последующих двух столетий. Ознакомившись с основными особенностями модернистского мышления, можно придти к выводу, что причины современной кризисной культурной ситуации лежат именно в нем, и это обуславливает актуальность данной работы.
Целью данной работы является выявление положительных и отрицательных черт просвещенческой культуры, так или иначе повлиявших на формирование современного мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить две задачи, которые необходимо решить при написании данной работы:
рассмотреть истоки и основные мировоззренческие особенности модернизма, как основной культурной доктрины Просвещения;
охарактеризовать основные явления культурной жизни эпохи Просвещения, проанализировать их влияние на современную культуру.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и распространения модернизма, его общекультурные и мировоззренческие особенности, в третьем дается обзор основных культурных достижений эпохи Просвещения, основное внимание уделяется их влиянию на современную культуру, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.
Другая информация:
Культура и искусство XIX века
Сохраняя связь с европейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с собы ...
Либретто
Театрализованное представление "Прощание с Масленицей" начинается у главного входа Д. К. им. Горького. Звучит фонограмма "Масленица", на сцену выходит ведущая и приветствует всех собравшихся. После репризы с Петрушкой ...
Дружба
В XVIII веке дружбу обычно противопоставляют любви как чувство, контролируемое рассудком. Если М. Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких расчетов, кроме нее самой», то просветители, напротив, подчеркивают в дружбе приоритет взаимовыгодн ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII