Тема данной работы – «Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки «Золотой век» из фондов Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Картина написана в мифологическом жанре по сюжету античного мифа, известного многим народам, который повествует о беспечной, полной мирских благ, жизни первых людей на Земле.
Данная картина была выбрана для описания и анализа, так как:
античная мифология зачастую вызывает интерес, удивляет тот факт, что художнику удается полно раскрыть весь сюжет на одном полотне;
картина полна символов, было любопытно понять их значения;
Камбьязо Лука – художник малоизвестный, но, тем не менее, достойный внимания любителей живописи.
Цель работы – ознакомиться с итальянским искусством позднего Ренессанса, научиться описывать и проводить подробный анализ произведений искусства, определить приблизительное время, когда была написана данная картина.
Камбьязо Лука (иначе – Камбьязи или Канджаджо) – итальянский художник периода маньеризма. Родился в 1527 г. в городке Монтелья близ Генуи. Учился у отца, художника Джованни Камбьязо. Как художник сформировался очень рано и уже в 15 лет занимался вместе с отцом стенописью в Генуе. Изучал и копировал работы таких мастеров, как Перино дель Ваги, Беккафуми и Порденоне. Известен также как блестящий рисовальщик. В творчестве художника заметно сильное влияние Рафаэля, Пармиджанино и Корреджо. Мастер писал, в основном, картины на мифологическую и религиозную тематику. С 1544 г. Камбьязо работал, расписывая соборы и капеллы церквей Генуи и других городов Лигурии, а также в Риме. В 1583 г. Принял приглашение испанского короля Филиппа II и работал в Эскориале, дворце и резиденции испанского правителя. Работа Камбьязо щедро оплачивалась, но осталась незавершенной. Художник скончался в Испании в 1585 г.
Камбьязо был маньеристом. Маньеризм возник в конце XVI в. ввиду кризиса гуманизма, он считается переходным стилем от Ренессанса к барокко. Этому стилю характерны взвинченность, изломанность линий, перегруженность композиции. Удлиненные или даже деформированные фигуры замирают в причудливых позах. Однако, картина, выбранная для анализа в данной курсовой работе, написана в классическом ренессансном стиле. То есть, художник обращался к античным образам: идеальное телосложение, правильные черты лица, в картине торжествует спокойствие и умиротворенность.
Возрождение – эпоха гуманизма, антропоцентризма. Культурные деятели эпохи прославляли радости земной жизни, уделяли все больше внимания внутреннему миру человека, его индивидуальности. Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве, которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину мироздания. Новым было то, что материальное и духовное пытались объединить в одно целое. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству, но предпочтение отдавали живописи и архитектуре. Хронологические рамки эпохи Возрождения определить достаточно сложно, так как в различных странах Европы она наступила в разное время. Эпоха охватывает XIV-XVI вв. в Италии и XV-XVI вв. в других странах Европы. В Италии она прошла несколько этапов: Проторенессанс (Треченто) – XIV в., раннее Возрождение (Кватроченто) – XV в., высокое Возрождение (Чинквеченто) – конец XV-первая треть XVI в., позднее Возрождение – XVI в. В данной работе рассмотрена картина, относящаяся к последнему периоду, то есть позднему Ренессансу.
Тема эпохи Возрождения довольно обширная и изучена достаточно хорошо. Существует множество книг, энциклопедий трудов, посвященных этому периоду. Так, Б. Р. Виппер в книге «Введение в историческое изучение искусства» дает понятия не только выразительным средствам живописи, но и объясняет немаловажное значение формата картины, развитию перспективы и другим достижениям эпохи Ренессанса. В книге И. Е. Даниловой «Судьба картины в европейской живописи» освещаются вопросы развития картины, начиная от античных времен до наших дней. Там объясняются проблемы пространства картины, пейзажа, а также соотношение между светом и тенью. Н. А. Истомина в своем труде «Пейзаж в западноевропейской живописи» уделяет огромное внимание развитию пейзажа. В Италии пейзаж строился по строгим законам линейной перспективы, изобретенной в начале XV столетия Филиппе Брунеллески. Затем в XVI в. появился панорамный пейзаж с утопающими в воздушной дымке или в солнечных лучах далями.
Произведения искусства итальянского Возрождения представляют собой чудесный восхитительный мир. Человек, любуясь творениями великих мастеров, погружается в ту эпоху, его душа наполняется гармонией и умиротворением. Кроме того, полотна эпохи Ренессанса часто посвящались религиозной или мифологической тематике. Следовательно, на полотнах того времени присутствует множество символов и знаков, которые привлекают интерес не только ученых-искусствоведов, но и любителей искусства.
Другая информация:
Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных
условиях
Актуальность всех вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту.
Повышенный интерес к изучению культур разных народов, выдвижение на передний план культурологии, выделение ее в научную специальность Высше ...
Типология художественных
образов
Центральным литературоведческим понятием данной работы является термин "образ". Приведем несколько объяснений данного термина:
1. "Образ художественный – конкретно-чувственная форма воспроизведения некой реальности в эстет ...
Искусство и красота
Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?
Ответить на этот вопрос как целостный, в один раз тоже трудно. С математической точки зрения, с точки зрения теории множеств, нужно сначала определить, существует ли между о ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII