Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот период условно называется Палеологовским Возрождением (1261-1453).
Начало кризиса феодализма и культуры.
В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых с «латинянами». Поэтому в XII-XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и исторические. Наиболее крупный историк этого периода – Никита Хониат, автор обширного труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии. Никифор Влеммид автор сочинений по географии «История Земли» и «Всеобщей географии». Кризис феодализма усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм наполняет все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математику. Из-за противодействия церкви не был проведен в жизнь новый календарь Никифора Григора (1236-1360). В то же время зарождение в городах капиталистических отношений усиливает интерес к достижениям науки. В стране была хорошо развита математика, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Появляются элементы гуманистического мировоззрения. Георгий Плифон (1335-1452) ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной.
Медицинская наука включает в себя анатомию, физиологию, фармакологию. На медицинском факультете Парижского университета до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIIIв. византийским врачом Николаем Мирепзосом.
Исторические труды отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.
Развитие науки затормозило турецкое завоевание 1453г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В философии усиливаются мистические течения. Представители: Григорий Синаит (рубеж XIII-XIVв.), Николай Кавасила (XIVв.), Григорий Палама (ок.1297-1360). Одновременно зарождается новое, родственное западноевропейскому гуманизму, философское направление, видную роль в котором играл Георгий Плифон.
Литература.
Византийская литература не потеряла своего своеобразия при Палеологах. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений.
Византийская культура в целом оказала значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса. После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.
Другая информация:
Социальные проблемы Гжели
Население фактически было лишено медицинской помощи. Одна земская госпитальная койка приходилась на 2751 человек. В 1898 году в докладе комиссии уездной земской управы на Бронницком очередном уездном собрании о Речицком участке говорили с ...
Отдел древностей Передней Азии
Это собрание произведений древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана от 6–5 тыс. до н.э. до 7 в. Английский археолог Остин Г ...
Композиция: понятие и сущность
Всем, кто работает в театре и пишет о нем, хорошо известна формула Вл.И. Немирова-Данченко о трех «лицах» режиссера, то есть о трех направлениях в работе постановщика спектакля. И долгое время считалось, что этой формулы достаточно для оп ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII