В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. Получают распространение небольшие церкви, одновременно храм растет в высоту, большое значение приобретает внешний вид храма. Фасады украшаются колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется ассиметрия. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.). В решении задач подчинения человека догматам православия помощь оказала монументальная живопись, которая подчиняется догматике. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец». Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократичных кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, иконы, керамика были распространены в пределах империи. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота.
Всвязи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизация, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке.
Другая информация:
Интеракционизм как метод анализа культур
В 80-90-е годы интеракционизм стал популярным методом изучения этнопсихологических особенностей культуры. Основным термином здесь становится "Я", понимаемое как объект рассмотрения личности, а теорией - символический интеракцион ...
«Домострой» о воспитании
В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.
Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и р ...
Эпоха Ренессанса в славянских культурах
Ренессанс оказал существенное влияние на культуру славянских стран "латинского" круга. Из Италии и Германии идеи гуманизма и новые формы культуры, благодаря интенсивным контактам, распространялись в Хорватии и Далмации, в Словен ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII