Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство представляло собой единую, сложную систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались и в другой.
Образование.
В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. Старые центры античной науки - Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. Для императорской библиотеки лучшие знатоки греческого и латинского языков переписывали книги. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Медицинское обслуживание было продумано: за каждым врачом закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
Научные знания.
Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы.
Наука становится богословской. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
Философия.
В период Раннего Средневековья в Византии был распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл (410-485), Иоанн Грамматик. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник. Эта эпоха стала временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам феодального общества.
Литература.
Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии.
Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации.
Изобразительное искусство и архитектура.
Наивысший расцвет искусства приходится на время правления Юстиниана (482-565) и отражает в своих образах государственные и религиозные идеи. К числу выдающихся памятников середины V в. относится усыпальница дочери императора Феодосия Галлы. В Константинополе оформился единый архитектурный ансамбль: ипподром, Большой дворец, храм святой Софии (архитекторы Анфимий и Исидор). Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии и Египта. Распространенной техникой стенной живописи становится красочная мозаика. Непревзойденный образец монументального искусства Византии мозаика Софии Константинопольской (середина IХ в). Прикладное искусство – это резьба, скульптуры из слоновой кости. Иконопись переходит от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
Другая информация:
Религиозная философия В.С. Соловьева
Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – начале XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией ...
Импрессионизм
Одним из заметных художественных направлений в европейском искусстве второй половины XIX в. явился импрессионизм (что означает «впечатление»), перевернувший своим новаторским искусством складывавшиеся веками традиционные каноны. Импрессио ...
Постановочный блок
Решение во времени и пространстве
Данная программа начинается в 17.00 т.к. это время наиболее подходит для студентов и педагогов. У студентов заканчивается занятия. У них есть немного времени, чтобы отдохнуть, развеяться и полностью посв ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII