Древний Вавилон и переплетение культур

Великая культура » Культура и достопримечательства Древнего Вавилона » Древний Вавилон и переплетение культур

Страница 1

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура. покерок скачать приложение

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Под ковром и за текстом
В процессе принятия решения соответствующая информация поступает в соответствующие инстанции в соответствующей форме. С кем нужно, проконсультируются, кого нужно, убедят. Таково искусство нэмаваси . (Точно такой же термин используют в сад ...

Преобразование России и основание империи
На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I, в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - симв ...

Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
Эстетические идеи о преодолении противоречий действительности средствами искусства нашли свое выражение в творчестве немецких романтиков. Доктрина романтизма была разработана Ф. Шлегелем и Новалисом, которые дополнили друг друга своими по ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru