В городе Всеволожске Ленинградской области в Румболовском парке на склоне Румболовской горы стоит это достаточно загадочное сооружение в запущенном и непрезентабельном виде. Сейчас доподлинно неизвестно кто, когда и для каких пелен построил Красный замок. Известно только (усилиями местного краеведа Г.Я. Воккн), что в начале XIX века он уже существовал, и Всеволожские, ставшие владельцами усадьбы Рябово в это время, приспособили здание для размещения в них мастерских. По некоторым сведения замок уже в то время имел плачевный вид. Усадебный дом, построенный на вершине горы, успешно сгорел в 1926 году, а здание Красного замка можно увидеть и сейчас. Вот как об этом писал Г.Я. Вокка: "Господский дом (Всеволожскних) . сгорел в 1926 году, а вот мастеровой корпус с его таинственными башнями о пяти этажах цел и поныне, хотя дважды горел, последний раз в самом начале XX века . ". Впоследствии с 1934 года в нем размещались артель "Резнноткань", цех № 15 завода РТИ объединения "Красный треугольник". По понятный причинам сооружение приобрело еще более разрушенный вид.
История Красного замка за долгие годы своего существования обросла всевозможными легендами и преданиями. Одна из легенд напрямую связывает появление замка с деятельностью шведов в этих краях. Известно, что по территории Румболовского парка проходила древнейшая шведская дорога. И даже в XIX веке владельцы Рябово Всеволожские предпочитали добираться до своего усадебного дома по дороге через парк мимо мастерового корпуса. Практически это была дорога, проложенная шведами еще в XVI-XVII веках. Ее и сейчас называют "шведскими мостами" - в память о гатях, проложенных еще в XVI веке шведским полководцем Понтусом Делагарди.
Эта шведская дорога, начинавшаяся в Кореле. проходила через местечко Рябово, а далее разветвлялась: одна дорога вела к крепости Орешек (Нотебург). а втора я уходила к Пиепшаниу, располагавшемуся в устье реки Охта. Именно в том месте, где дороги расходились, шведы и решили устроить свой опорный пункт. По легенде Красный замок построили для того, чтобы войска могли в нем передохнуть, а в случае возникновения непредвиденной ситуации и укрыться здесь от врага. Для этого он был окружен рвом с востока, а на юго-западе возведены две высокие кирпичные стены. Вот так в полупустынной и болотистой местности появился Красный замок в пять этажей с двумя башнями. В самом замке, глубоко иод землей существуют гигантские подвалы, которые могли служить для хранения боеприпасов и провианта дли большого количества людей. Для обеспечения удобных подходов к замку через болота были проложены гати, а уж в случае возникновения совсем критических обстоятельств была создана целая система подземных ходов. До сих пор сохранилось предание о том. что якобы в 1918 году по одному из таких ходов спасся от пришедших за ним революционных солдат и матросов помещик Всеволожский. Среди местных жителей передаются рассказы о том, что существуют даже такие подземные ходы, которые ведут к колтушским каменоломням, находящимся более чем в десяти километрах от Всеволожска.
По другому преданию в Красном замке была устроена придорожная церковь - лютеранская кирха.
Вероятнее всего, что Красный замок, как опорный пункт шведов, был возведен в 1556-1580 гг. На это, в частности, указывают и письменные свидетельства. Так в письмах шведского короля Густава 1 в 1556 году неоднократно указывается на необходимость возведения не только мостов, но и лагеря для армии неподалеку от главной дороги.
Другая информация:
Структура и функции культуры
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон в ...
Ораторское искусство древнего Рима
Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.
Со страстными речами выступали политически ...
Культура России XX – XXI веков
Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. "Сер ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII