В Западном Приладожье, на Карельском перешейке, недалеко от Валахановского озера, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. в 3,5 км от деревни Васильево вниз по Вуоксе, у пересечения ее с проселочной дорогой, сохранились остатки старинной крепости - Тиверского городища. Некогда она располагалась на месте Тиверских порогов на острове, омываемом двумя рукавами реки Вуоксы. Предположительно в X веке на этом месте карелами было заложено укрепленное поселение, за стенами которого они спасались от набегов финского племени емь. Первоначальное поселение служило своеобразным центром карельской родовой группировки тиврульцев, и населяли его в основном торговцы, ремесленники и рыболовы.
В XIV веке новгородцами здесь была построена крепость, которая контролировала важный торговый путь из Финского залива в Ладожское озеро. Тиверск, расположенный выше Корелы по течению Вуоксы, должен был первым принимать на себя удар шведских войск. Надо отметить, что в те времена Вуокса была судоходной.
С возникновением Тиверского городища связано одно красивое местное сказание.
В далекие-далекие времена населявшие эти места карелы-язычники не имели на своей земле укрепленных городов. С запада им приходилось отбиваться от шведских рыцарей, а на востоке – от русских ратников. У карел были свои боги, которым они истово поклонялись и не желали принимать ни католической веры от шведов, ни православной от новгородцев. И решили тогда найти на Вуоксе подходящий остров и построить на нем неприступную крепость. Такой остров им удалось найти быстро. Им оказался уже известный нам остров Тиурнс у Тиверских порогов.
И работа закипела. Одни насыпали валы, другие таскали огромные валуны и складывали из них крепостные стены. Но что-то постоянно мешало делу: валы размывало дождем, а крепостные стены рассыпались. Однажды одному из вождей было видение - богам было не угодно строительство на этом месте. Все должны были покинуть остров и плыть по течению Вуоксы до тех пор, пока не услышат крика кукушки и не увидят её. Это. место и было предназначено для крепости.
Карелы пустились в путь. Много раз они слышали крик кукушки, но ни разу не видели ее. И вот им повезло, на одном из островов недалеко от Ладоги путники не только услышали птицу, но и увидели её. Здесь, на этом острове и была построена крепость, а пролив, где они остановились, назвали Кякисалми (''Кукушкиным проливом"). Потом это имя получило и поселение. Еще в 1820-х годах местные жители показывали большое трухлявое дерево недалеко от крепости и говорили, что это то самое дерево, на котором была обнаружена знаменитая кукушка.
По всей видимости, люди, глядя на развалины Тиверского городка, и придумали эту красивую легенду.
В 1295 году шведы во время неудачного похода к поселению на месте будущей Корелы, по всей видимости, уничтожили городок Вероятно, что в 1330-х годах п ри воеводе Валите Карелянине городище окружили земляным валом и частично каменной стеной, причем эта стена, высотой около двух метров, была сложена из крупных валунов без применения раствора. По верху стены был устроен защитный деревянный бруствер. А в самих стенах были устроены помещения, открывающиеся внутрь и служившие караульными или складами для товаров. По Ореховскому договору 1323 года граница между Великим Новгородом и Швецией проходила около Тиверска.
В 1404 году городище с прилегающими к нему селениями было отдано на кормление смоленскому князю Юрию. В русских летописях 1404 и 1411 годов Тиверск называется пригородом Великого Новгорода. Спустя семь лет зимой 1411 года шведы разрушили крепость во время очередного набега. Новгородцы решили его не восстанавливать, поскольку укрепления уже не отвечали требованиям того времени (необходимо было строить крепость с башнями и прямолинейными стенами).
Постепенно крепость окончательно утратила свое военное значение. В последующем постройки городища неоднократно перестраивали, приспосабливая для хозяйственных нужд. До наших дней в какой-то степени сохранилась восточная часть городища, облицованная камнем. Здесь в северо-восточной части можно увидеть несколько крупных валунов. На одном из них выбит небольшой крест, заключенный в круг. В XIV-XV1 веках таким образом либо обозначали государственные границы, либо освящали языческие культовые сооружения.
Ученые предполагают, что чин освящения камней был произведен иеромонахом Илией из Новгородского Архиерейского дома, который в 1530-х годах нарёва появился небольшой памятный знак с надписью: "Нашим предкам, русским, обильно поливший эту землю потом и кровью".
Другая информация:
Изобразительное искусство и архитектура
В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину ...
Русское религиозное возрождение начала XX века
Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие философы и мыслители, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, С.Н. и Е.Н.Трубецкие. Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискат ...
Этническая идентичность в современной культуре
В 70-е годы этнопсихологические особенности культур анализировались в виде этнической идентичности. Этническая идентичность, или просто этничность, - это чувство принадлежности к определенной культурной традиции. Объектами для изучения да ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII