Мода XVII века

Великая культура » Костюм как средство коммуникации » Мода XVII века

Страница 1

…по рангу всем даны различные оковы,

Кому из золота, кому из чугуна.

М. Ренье "Придворная жизнь"

Россия "прорубило окно в Европу" и сменила тяжелые и громоздкие боярские одежды на европейское платье. Сбривались бороды, обрезались полы у длинных одежд и натягивались бархатные камзолы.

Целью искусства стало прежде всего ослепительное зрелище. Человек просто утопал в знаках отличия и атрибутах, он стремился покорить окружающих всем - начиная от роскоши узорных тканей и драгоценностей и заканчивая тяжелым париком и властным взором.

К моде приобщаются буржуа и ремесленники, что не нравится дворянам. Так установился диктат моды, который со временем перешел из Англии во Францию, где и остается по сегодняшний день.

На заре XVII века в Европе господствовала мода Испании. Она выражалась в засилье черных одежд, громоздких тканей. Молодежная испанская мода не была так строга: юноши носили большие войлочные шляпы набекрень с лихо заломанными полями. Кожаный жилет для молодого испанца тех лет был просто необходим. Довершали столь бравый вид сапоги с широкими отворотами и плащ.

Наряд рыцарей и воинов становится простым и скромным, причем такой силуэт был популярен не только для солдат, но и всех прочих граждан.

У дворян, однако, "своя гордость". Дворянскую одежду от солдатской отличали более дорогие материалы и украшения. Появляется еще один "писк" моды - детские пропорции костюма. Обусловлено это было подражанием Людовику XIII, вступившему на престол в возрасте четырех лет.

Повальным было увлечение кружевами. Дворяне устраивали настоящие соревнования - у кого больше кружев!

Кружева были неотъемлемым украшением мужчин на протяжении двух столетий. А солдаты сушили кружева и завивали кудри.

Придворные добивались расположения августейшей особы не своими личными качествами, а изощренностью костюма. Например, имя некого Кадэнэта дошло до нас в связи с тем, что он "выдал" идею заплетать с правой стороны головы локон в косичку (с пышным бантом на конце). Известен и некто Баланьи, утвердивший новый способ ношения плаща - на одном плече.

В 1633 Ришилье издает эдикт о роскоши, после чего одежда немедленно уменьшается в объеме, ткани и расцветки становятся скромнее, а костюмы - изящнее.

Мода Франции отличается диспропорциями, беспорядочностью. Вот что об этом пишет Марио Джамбаптиста в книге "Париж и парижские нравы": "Француженки, чтобы казаться красивее, лепят на лицо наклейки. Волосы обсыпают белым порошком, от которого кажутся седыми. Дамы носят вокруг талии особого рода бочарные обручи - вертугадены… У мужчин спина открыта сверху донизу длинным разрезом, манжеты у них длинней рукавов, а их заворачивают кверху, так что рубашка оказывается поверх камзола. Ходят мужчины в сапогах со шпорами. Большинство носит плащи и чулки ярко-красного цвета, зато остальная часть одежды пестрит большим числом красок, чем палитра художника… На голове носят парики…

Тот, кто выдумал здешние воротнички, обладал большим хитроумием, чем изобретатель игольного ушка. Эти воротнички построены в дорическом стиле, снабжены контрфорсами и окружены равелином, аккуратно пригнаны, туги и выровнены по уровню, но приходится мириться с тем, что носишь голову в фаянсовом тазу и что шея совершенно неподвижна…

…Вместо завязок на обуви какие-то помпончики, или, вернее сказать, целые кочаны капусты., от которых ступни у меня становятся мохнатыми. Это одновременно и туфли, и деревянные башмаки, ибо на подошве под пяткой у них нечто вроде скамеечки, дающий мне право претендовать на титул "высочество". Шляпу я ношу, способную дать прохладу даже в Марокко…

…Дворянство здесь блещет великолепием, а народ здесь серенький…".

В России использовались дорогие, узорчатые ткани. Появилась и шуба - роскошная одежда их атласа, парчи или бархата на меховом подбое. Шубы носили практически все классы, особенно на севере.

Основной одеждой женщины на Руси служили красиво вышитая рубаха с широкими рукавами. На нее надевался сарафан, а сверху (в прохладное время) - душегрея (что-то вроде расклешенного жилета на плечевых лямках). Душегрейка еще не раз возвращалась в моду в последующие века (в XIX и XX). Большое значение русские красавицы придавали косметике и головным уборам. Девушки заплетали волосы в косу, а вокруг головы повязывали расшитые атласные ленты. Замужние женщины волосы покрывали, а в праздники носили всем известный кокошник. Для состоятельной дамы считалось неприличным выходить на люди без румян и белил. Украшали себя дамы ожерельями, серьгами, браслетами и бусами.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ордин ...

Доктрина как мусульманское учение
Доктрина (от латинского слова doctrina), или же учение — научная, философская, политическая, религиозная или юридическая теория, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип. Особое значение доктрины для развития ...

Музыка
Мелодический и гармонический язык немецких и австрийских композиторов конца 19 – начала 20 вв. (Вагнера, Брамса, А.Брукнера, Г.Малера, Р.Штрауса, Г.Вольфа, М.Регера) усложнялся, оркестр увеличивал свои размеры, нотное письмо перенасыщалас ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru