Возрожденческая традиция ярко проявила себя в гуманизации архитектурного образа, человеческой масштабности и пирамидальности храмовых композиций. С ренессансным характером восприятия связано использование в соборе антропоморфной скульптуры, а также такая организация внутреннего пространства, которая позволяла свету равномерно проникать внутрь храмов (Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, звенигородский Успенский собор на городке, церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице в Новгороде).
В XV в. московское зодчество испытало сильное влияние итальянской возрожденческой традиции. По приглашению Ивана III в Москву прибыли итальянские мастера Пьетро Солари, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марк Фрязин. Вместе с русскими мастерами они преобразили Московский Кремль, где были возведены Успенский кафедральный собор, Архангельский собор – усыпальница государей московских, Новый Благовещенский собор – домовая церковь русских царей и Грановитая палата для торжественного приема иностранных послов и делегаций.
В XVI в. завершился процесс эмансипации Русской Православной Церкви от Византии. После падения Константинополя выбор митрополита стал прерогативой московских князей.
Также важнейшим новшеством этого века стало книгопечатание. В 1564 г. дьяк Иван Федоров с помощником Петром Мстиславцем напечатали в Москве первую русскую датированную книгу "Апостол". Это время расцвета русской народной баллады ("Дмитровская суббота"). Среди произведений, созданных в этот период, можно выделить "Домострой" протопопа Сильвестра и "Четьи-Минеи", собиравшиеся под руководством митрополита Макария.
В XVI в. было положено начало новому стилю в архитектуре – шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Самые первые опыты дали непревзойденные шедевры: церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Вознесения Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Покровский собор на Рву (более известный как Храм Василия Блаженного).
На исходе столетия родился новый архитектурный стиль – годуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятиглавого купольного храма-куба, изобилующий декоративными украшениями, особенно кокошниками, причудливыми композициями галерей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоколен. Яркими образцами годуновского зодчества являются: храм Преображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах, храм Донской Божьей Матери в московском Донском монастыре и собор Покровского царского женского монастыря в Суздале.
XVI в. – время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела. Лучшие его образцы хранятся в Кремле, в Оружейной палате. Среди них: серебряный ковш царя Бориса, Евангелие 1571 г. в золотом окладе с эмалью и драгоценными камнями, кольчуга Ермака (весом 12 кг), шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного.
В музыкальном искусстве, как в зодчестве и иконописи, шло интенсивное создание единого русского стиля. Аналогичные процессы происходили и в самом русском языке. На основе переплетения областных русских говоров складывается новый среднерусский стиль речи, мягкий и певучий.
Русская песня повлияла на церковное пение. Возникают новые, путевой и демественный распевы, для которых характерны сложная ритмика и многоголосие. В Москве созданы два профессиональных хоровых коллектива – хор государственных певчих дьяков и хор патриарших певчих дьяков. Наряду с этим, при дворе царя видную роль продолжали играть скоморохи.
Таким образом, культурное развитие Руси в эпоху Средневековья определялось общими для всех европейских народов факторами. Это было время оформления национальных государств, языковый и этнической консолидации, рождения единых стилей в искусстве. Если сравнивать Россию с Европой на стадии Средневековья, то заметно хронологическое отставание в развертывании некоторых общемировых процессов в области культуры. Задержка была вызвана временным культурным упадком в результате татаро-монгольского нашествия на Русь.
Другая информация:
Одно-, двух- и трёхточечная перспектива
Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может ...
Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в
России и по сегодняшний день
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время Года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и приз ...
Искусство древнего Двуречья
Искусство Двуречья широко представлено сохранившимися экспонатами. Наиболее интересны фрески из древних дворцов, до наших дней сохранилось большое количество фигурок, статуэток людей, ювелирных украшений.
Подразделяя историю Двуречья на ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
