Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV веках н. э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности. [4;28 ]
Период с IV по начало VII н. носит название курганного («кофундзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство—а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов—не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов. оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно , связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности. [2;131]
В III-IV веках н. э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.
По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой - осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.
О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю “Века богов”, рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделалось верховное божество - Небесная богиня Аматэрасу.
Эти боги породили “Страну островов”, и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм (“путь богов”).
Другая информация:
«Домострой» как литературный памятник
Первая редакция «Домостроя» была составлена еще до середины XVI века. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы "классически ...
Массовые формы пропаганды литературы
В целях популяризации литературы о крае в массовой работе используется вся многообразность форм и методов библиотечной пропаганды. В подтверждение этого можно было бы привести огромный перечень выставок, устных журналов, читательских реце ...
Запад и Восток: два типа духовности
Запад: Дух святой исходит от отца и сына. Иерархический принцип. Формирование национальных государств. Спасение человека зависит от церкви, которая оценивает заслуги верующего и отпускает грехи. Папский престол стремится стать центром кат ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII