Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, и прежде всего кораблестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодоксальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.
Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711-1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую культуру, видимо, невозможен был и "золотой" екатерининский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву называют первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Как и в архитектуре, в литературе ХVIII - начала ХIХ века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708-1744), В.К. Тредиаковский (1703-1769), А.П. Сумароков (1717-1777), Д.И. Фонвизин (1744-1792), Г.Р. Державин (1743-1816).
В 40-е годы ХVIII века А.П. Сумароков (1717-1777), заимствуя и творчески преобразуя приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744-1792), в своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества. Ярким представителем русского классицизма считается выдающийся русский поэт Г.Р. Державин (1743-1816). Его торжественные оды проникнуты идеей сильной государственности, лирические стихотворения с пейзажными и бытовыми зарисовками наполнены философскими размышлениями. Наконец, вершиной русского Просвещения признается произведение А.Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Москву", где дается правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.
В середине ХVIII века формируется система сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. В круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного знания истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и проч.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым. В русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и высшего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.
Другая информация:
История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние
Известно, что в состав Национальной библиотеки кроме Королевской библиотеки входят: Библиотека Арсенала, Отдел театрального искусства, Дом-музей актера и режиссера Ж. Вилара в Авиньоне; Библиотека-музей Оперы и много залов для проведения ...
Значение культуры
Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в обла ...
История Заринского районного краеведческого Музея
В начале шестидесятых годов прошлого века был образован оргкомитет, функция которого заключалась в том, чтобы организовать работы по созданию музея. Возглавил оргкомитет ветеран 3-х войн Макар Миронович Токарев [6]. Начинал он свою работу ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII