Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII-XIII вв. могущество Киевской Руси приходит к упадку. Начинается период феодальной раздробленности, который охватывает XII-XV вв. В середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь (1237-1240) - около 50, а в XIV веке число их приближалось к 250. Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Общее культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируют сяместные художественные школы (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). В это время ведущими являлись три школы: владимиро-суздальская; новгородская; московская. Две другие школы - псковская и строгановская - представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление. Вскрытие авто vskrytie-zamkov39.ru.
Владимиро-суздальская школа в ХII - начале ХIII века была одной из главных (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли). Для нее характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи - одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197).
Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с ХII по ХVI в. Больше всего она прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) - характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
В конце ХIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился Феофан Грек (1340-1405). Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.
Московская школа. Как и другие местные школы, московская школа прославилась в области иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописной школы приходится на период с 1400 года по конец ХVI века. Она дала миру великих мастеров - Андрея Рублева ("Троица" которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. Иконы и фрески Рублева (ок.1360 - ок.1430), отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов. В искусстве Дионисия (ок.1440 - после 1502) разум победил, а затем вытеснил религиозную искренность и страстность. В отличие от монаха Рублева, он был мирянином, рано проявил свой талант и рано получил вельможных покровителей.
К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы - Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили великолепные церковные ансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния византийской и азиатской культурных традиций. По образцу Московского Кремля сооружаются крепости других городов - Нижнего Новгорода, Коломны, Тулы.
Другая информация:
Российское кино в переломные этапы отечественной
истории
Кино, как и любой другой вид искусства, является отражением своего времени. По мнению искусствоведа В. Фомина "не вспомнить другой столь же жалкой и малопродуктивной эпохи, как перестроечное и постперестроечное время". Даже два ...
Исторические взгляды К. Д. Кавелина в 60-е годы
После смерти Николая I, сторонники либеральных реформ предпринимают попытки консолидации своих сил, преодоления внутренних разногласий. Во имя достижения этой цели К. Д. Кавелин ищет сближения со своими бывшими политическими и научными пр ...
Венский вальс
Венский вальс уходит своими корнями в XII -XIII столетия. Тогда существовал танец под названием "Nachtanz". Венский вальс возник в Баварии и назывался "немецким". Однако некоторые исследователи ставят под сомнение данн ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII