В Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е.Каулен и Е.В Мавлеевым с философских позиций: музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передачи из поколения в поколение, - музейных предметов». Социокультурный институт не сводиться к наличию учреждений или организаций, занимающихся отведенной им деятельностью. Социокультурный институт обязательно включает также носителей (кадры), соотнесенных с его целыми, определенные «блоки» деятельности, её результаты и связанные с ней отношения; кроме того, ему присуща система функций, которые соотносят его с другими сферами культуры и общества. Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. Реальный жизненный опыт человека естественным образом ограничен пространственно-временными рамками его события. Поэтому человек нуждается в дополнении непосредственно получаемых сведений той информации, которую он может только представить себе. В «музейном отношении» человека к действительности культура обрела одну из уникальных возможностей беспредельно расширять человеческий опыт, раздвигая не только временные, но и пространственные его границы путем непосредственного контакта человека с вещами как «опредмеченной» культурой. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшего, но и выступать в качестве посредников в общении с отдаленными во времени или пространстве культурами, поддерживать связь между «видимым» и «невидимым» мирами, из которых состоит для человека универсум. Таким образом, музей в качестве социокультурного института интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся в его особом, «музейном» отношении к миру; различные виды, способы и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально обогащается; учреждения как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности.
Другая информация:
Возникновение
и развитие Национальной библиотеки Франции
Национальная библиотека Франции (La Bibliothèque Nationale de France) – одна из старейших и крупнейших библиотек Франции, центр национальной библиографии.
Известно, что началом библиотеки послужили собрания рукописей королевской с ...
Эгейское
искусство
Ещё 3000 лет до н.э. на островах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н.э. её уничтожи ...
Классический стиль интерьера
Психологи считают, что его, как правило, предпочитают требовательные к себе и к окружающим люди. Они сдержанны, серьезны, слегка консервативны, любят точность и порядок (что самое главное, не только любят, но и соблюдают). Симметричность ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII