Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия развивается свободно. Известно, что в России (СССР) как нигде, библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов.
Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В. И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии.
Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены.
Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера.
Совокупность этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник, описанные в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» можно выразить следующим образом:
Библиотекарь — Социум;
Библиотекарь — Пользователь;
Библиотекарь — Коллеги, Учреждение;
Библиотекарь — Я сам.
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4 ежегодная сессия) 22 апреля 1999 года
Библиотекарь:
обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;
рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;
противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;
не несёт ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;
строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям;
охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);
признаёт авторские права на интеллектуальную собственность;
стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;
уважает знания коллег и охотно передаёт свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;
относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;
заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить её репутацию.
Работа над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря" потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального сознания и представления об этических и этикетных нормах российских библиотекарей.
Другая информация:
Культурно-исторические типы
Подобно тому, как в солнечной системе каждая планета имеет свою собственную орбиту, так и в истории человечества каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития. Нет никакого общего процесса развития, который охватывает все челове ...
Главные духовные явления Серебряного века
Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На п ...
Работа над планировкой спектакля
Планировка сцены: типы и масштаб.
Предварительная планировка спектакля предназначена для изготовления макета. Здесь определяется принципиальное размещение декораций как жестких, располагающихся на планшете сцены, так и подвесных (мягких ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII