В 18 веке во Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название" классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике», «образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и философской мысли.
Особая форма государственного устройства – абсолютизм, связанная с именем короля Людовика 14, афористично и полно выражается в одной королевской формуле: «Государство – это я». экскаватор-погрузчик
Новое философское направление – рационализм – провозглашало приоритет человеческого разума. Законы красоты вполне постижимы рационально, значит, искусство должно основываться на определённых правилах. Задача искусства – воплощение идеального порядка.
Идеалом называлась античность, но классицизм, призывавший воплотить в жизнь традиции классического искусства, на самом деле был очень далёк от жизнеутверждающего эллинского мира. Ближе всего к тем, кто призывал: «Вперёд – в прошлое!», была, пожалуй, философия римских стоиков, которые призывали хранить непоколебимую стойкость духа среди всеобщего хаоса.
Ранний классицизм был слишком правильным, слишком умозрительным и отвлечённым. Писатели того времени – прежде всего, драматурги Корнель, Расин, Мольер – разрабатывали теорию классицизма и воплощали её на практике. Пороки и добродетели в классицической драме распределены чётко, в характерах нет тонов и полутонов: если герой – то на все сто процентов, если подлец – то на все двести. Главный конфликт трагедии классицизма – конфликт между чувством и долгом, причём побеждает именно долг. Удивительным образом теория и практика классицизма соединяются в садово-парковом искусстве. Так, парк при королевской резиденции в Версале был распланирован по строгим законам: бассейны чёткой геометрической формы, прямые аллеи, чистые горизонтальные линии. Клумбы напоминают идеальный цветной паркет, и даже кустам деревьям не позволяется никакая вольность: их кронам с помощью ножниц и секаторов приданы конусовидные и шарообразные формы. Строгая регулярная планировка мастера садов и парков Ленотра – воплощение рационалистического духа классицизма.
Расцвет неоклассицизм пришёлся на эпоху Великой Французской революции(1789 – 1794).Эпикурейским настроениям и любовным причудам рококо были противопоставлены простота форм, пафос исполнения гражданского долга, идейность и правильность.
В живописи классицизм наиболее ярко представлен произведениями Никола Пуссена, Жана Батиста Шардена, Огюста Доминика Энгра. Самым последовательным представителем неоклассицизма был певец революции Жак Луи Давид.
Грез. Во Франции мыслители эпохи Просвещения, явившиеся духовными предчами революции, старательно пестовали наметившуюся в живописи тенденцию отрицания рококо. Такой поворот во взглядах, сначала касавшийся скорее содержания, чем стиля, был вызван внезапно возникшей в шестидесятых годах XVIII века популярностью Жана-Батиста Греза (1735 – 1850). Его «Деревенская невеста», как и другие его картины тех лет, изображает сцену их жизни низшего сословия. От более ранних жанров полотен её отличает театральность композиции, заимствованная из «немых сцен» Хогарта. Но в произведениях Греза нет ни насмешки, ни сарказма. Его моралистическая картина служит иллюстрацией к социальным проповедям Жан-Жака Руссо: бедным, в отличие от безнравственных аристократов, присуще «естественные» добродетели и подлинность чувств. Всё в картине призвано напомнить нам об этом, начиная с патетических жестов и выражения лиц изображённых персонажей и кончая самой незначительной деталью – курицей с выводком цыплят, которых мы видим на переднем плане. Один цыплёнок покинул своих братьев и сестёр и примостился к краю миски с водой, так и невеста вот-вот покинет свою семью. «Деревенская невеста» была признана шедевром, и громче всех её хвалил Дени Дидро – этот апостол Разума и Природы. Наконец, говорил он, появился художник, который выполняет социальную миссию, взывает к нравственному чувству зрителя, а не стремиться просто, доставить удовольствие, как это делали легкомысленные художники периода рококо! В первом порыве восторга Дидро оценил сюжет картины Грезе по формуле Пуссена, как «благородное и серьёзное деяние человека».
Давид. Позже, когда на сцене появился ещё более одарённый художник, строгий «неопуссенист» Жан-Луи Давид (1748 – 1825), Дидро переменил свою точку зрения. Если судить по картине «Смерть Сократа», написанной в 1787 году, Давид является большим «пуссеном», чем сам Пуссен. Композиция разворачивается, как в рельефе, параллельно плоскости картины, а фигуры монументальны и неподвижны, словно статуи. Давид внёс в картину неожиданную деталь – освещение, оно резко сфокусировано и создаёт чёткие тени. Этот вполне реалистический приём он заимствовал у Караваджо. Таким образом, картины приближаются к жизни, что несколько удивляет в столь доктринерском воплощении нового идеального стиля. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником т.н. революционного классицизма конца 18 в., исполнил строгие по композиции и по ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Левуа», 1783). В годы Французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т.ч. посвящённых актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). С 1804 «первый художник» Наполеона I, писал эффектные парадные композиции («Коронование Жозефины», 1805 – 1807). В 1816 эмигрировал в Бельгию.
Другая информация:
Кусинское
художественное литье
Златоуст, старейший в горнозаводской зоне город, вырос на месте поселка при Косотурском железоделательном заводе, в 160 км к 3ападу от Челябинска. В 1754 в живописной котловине у подножия горы Косотур, в месте слияния рек Ай и Тесьма, тул ...
Стиль Шанель
Много лет Коко носила форму – сначала пансионерки, затем – продавщицы. Может быть, поэтому она мечтала одеть всех женщин элегантно и оригинально. А возможно, выбор ее стиля определил тот период ее жизни, когда она фактически была содержан ...
Итальянское Возрождение
Проторенессанс.
У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321). Уже в ранних произведениях – цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведении "Новая жизнь", неоконченном ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII