Союз и борьба Ян и Инь Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Вначале весь мир являлся хаосом, образованным из мельчайших частиц: светлых — Ян и темных — Инь. Постепенно светлые и легкие частицы поднялись вверх и образовали Небо, а темные и тяжелые опустились вниз и сформировали Землю. Таким образом, мир возник из неотделимых друг от друга противоположных сил — положительной мужской (Ян) и отрицательной женской (Инь).
В результате взаимодействия Ян и Инь возникла жизнь и появился человек. Все на свете происходит из-за столкновения этих сил; обычное проявление их борьбы и противодействия — смена тепла и холода, света и тьмы. Союз Ян и Инь породили «пять стихий»: землю, воду, огонь, дерево и металл, составляющих основной материал для построения Вселенной.
Рисунок 1. Китайский символ полярности Инь-Ян
Важнейшим элементом Вселенной было безграничное круглое небо. Внизу находилась земля квадратной формы, ее центром был Китай, который также назывался «Поднебесной».
Небо и землю, полагали китайцы, населяли всевозможные божества и духи Они обитали везде и всегда присутствовали в любой точке пространства. Самым важным был Бог Неба — верховное божество. Небо не проявляло себя каким-либо чудесным путем и не высказывало особенной благосклонности к одним или нерасположения к другим Свое могущество оно выражает в таких естественных явлениях, как жара и холод, дождь и засуха: вовремя и в меру данные людям, они свидетельствуют о расположении и милости Неба; их избыток или недостаток означает наказание и грозит бедствиями. Таким же образом Небо проявляет свое отношение к правителям Поднебесной нарушения обычного порядка в природе указывают на необходимость устранить несправедливость в государстве, для чего дурные правители должны быть свергнуты с престола. Так в XI в. до н э было выработано учение о Мандате Неба, согласно которому само Небо вручало мандат на управление страной добродетельному императору и лишало власти недобродетельного, порочного. : Китайцы поклонялись также духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра.
Одним из наиболее важных был культ священных гор, сопровождаемый человеческими жертвами Культ предков: обеспечить духам безбедное существование Определенную группу духов составляли духи предков. Культ предков был очень развит в Древнем Китае. Он сводился главным образом к обожествлению и почитанию общего предка по мужской линии.
В основе культа предков лежало представление китайцев о том, что смертно только тело, а душа человека и после смерти продолжает жить. Душа может пользоваться всем, что принадлежало этому человеку при жизни. Местом ее обитания могла быть комната, в которой раньше жил этот человек, могила, в которой покоится его прах, специально построенная для почитания усопших домашняя молельня, храм (где, как полагали древние жители Китая, живут души государственных деятелей и военноначальников), и даже небо, солнце и звезды. Душа может также воплощаться в различные растения и животных Душа человека после его смерти, считали китайцы, сохраняет связь с живыми, прежде всего с родственниками, она может вмешиваться в их жизнь. Для того чтобы обеспечить душе безбедное существование, ее регулярно снабжали всем необходимым: пищей, одеждой, домашней утварью. Все это доставлялось душам предков путем жертвоприношений; вещи сжигались на жертвенном огне, и, превращенные в дым) они потреблялись душой. В жертву также приносили людей, закалывали животных. Однако постепенно, начиная с середины I тыс. до н.э., настоящие предметы все чаще заменялись игрушечными, сделанными из глины или бумаги — в этом случае обслуживание предков становилось значительно менее обременительным.
Если о душе никто не заботился, полагали китайцы, она непременно станет злобной и мстительной и нашлет на живых болезни и несчастья.
Подготовка к смерти - важное дело жизни Одним из главных элементов культа предков была церемония погребения главы семьи и его подготовка к смерти. Заботы об этом начинались для китайца, еще когда он был в расцвете сил. Задолго до кончины мужчина указывал, какие любимые вещи положить вместе с ним в гроб, во что его одеть, как обставить церемонию похорон. Похвальным поступком считалось подарить отцу на день рождения гроб и похоронную одежду. Знатные люди заранее готовили себе гробницы и склепы.
С наибольшим размахом, естественно, сооружались императорские могилы, нередко превосходящие роскошью даже наземные дворцы. Примером такого погребения может служить усыпальница императора Цинь Ши-хуанди, жившего в III в. до н.э. Над устройством ее в течение многих лет трудились сотни тысяч людей. Сначала в горе (недалеко от города Сиань) вырыли огромную яму, затем облицевали стены яшмой, дно устлали большими лакированными камнями, на которых нарисовали карту китайской империи, а потолку придали вид неба с изображением светил. Вместе с императором захоронили всех, 1(10 строил это сооружение, — дабы они не рассказали о спрятанных под землей сокровищах и не показали к ним путь. С императором также захоронили всех его жен, у которых не было детей.
Другая информация:
Понятие техники тела
Научный труд Марселя Мосса «Техника тела» состоит из четырех частей: «Понятие техники тела», «Принципы классификации техники тела», «Биографическое перечисление техники тела», «Общие размышления».Ознакомимся детальнее с первой частью, ее с ...
Мода XVIII века
Безмерна власть его над женским полом:
Кто ж, фраком опьянясь короткополым,
С раздвоенным, как у чижа, хвостом,
Захочет на мужчин смотреть потом?
Эдгар По
Мужчины во Франции носили приталенные длинные, до коленей, жакеты и того же фа ...
Театрализованные праздники в России ХХ-го века
В первые десятилетия Советской власти были модными митинги, театральные суды и инсценировки. К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрального праздника. Проводились во многих города ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII