Еще в 1925 г. в раскопках Джемдет-Наср, ведущую роль в которой сыграл г. Урук именно там впервые были обнаружены ранние письменные документы, которые были открыты в т.н. IV слое Урука.
Пиктографическое письмо развивалось в Египте, и таковым оно по внешнему виду смогло остаться благодаря тому, что нильская долина оказалась богата удобным писчим материалом; знаки – рисунки высекались на камне; на папирусе, этой прочнейшей в мире «бумаге», писались более упрощенные знаки.
Двуречье было богато только глиной. Но эта вязкая пластичная глина поддавалась отлично и высушиванию на солнце, и крепкому обжигу и в результате явилась письменным материалом не менее прочным, чем камень и папирус Египта.
Первоначально рисунки наносились на влажную плитку острой палочкой (стилем). По мере роста и развития храмового хозяйства нужен был учет, необходимость в записях росла. И те сотни тысяч таблеток, которые хранятся в настоящее время в музеях, и те, которые не обнаружены еще раскопками, являются большей частью именно памятниками такого хозяйственного учета храмов разного времени.
Вырисовка тонким стилем была делом трудным и длительным. Уже со времени Джемдет-Наср знаки стали упрощать, рисуя их без округлых линий во избежание заусенцев на глине, и все больше сокращая число штрихов. В мягкой глине у начала нажима получалось углубление, из которого впоследствии образовалась головка клина, и таким образом пиктография — рисуночное письмо — превратилась в клинопись.
По-видимому, уже древнейшими знаками писали на шумерском языке; если и признать в Уруке этого времени наличие господствующего слоя завоевателей, то эти гегемоны должны были пользоваться языком основного населения, хозяйство которого было ведь основой и условием их собственного существования.
Даже не умея еще читать большинства ранних знаков-рисунков, мы с их помощью можем ознакомиться с некоторыми сторонами шумерской жизни этого времени.
Среди знаков-рисунков мы имеем изображение тростниковой хижины, а наряду с нею дается изображение двери деревянного или каменного сооружения. Мы видим, что первобытная мотыга заменена сохой, которую тянул, конечно, домашний вол. Известны колесо (кстати сказать, по внешнему виду аналогичное тяжелому колесу в современном Ираке) и крытая четырехколесная повозка. Встречаются изображения и хорошо известной нам легкой рыбачьей лодки, и, кажется, все знакомые формы сосудов. В одном знаке исследователи хотели видеть прообраз светильника, лампы. Ряд других знаков дает изображение каких-то злаков, а может быть и огородных трав. Наряду с рисунком лука с натянутой тетивой, мы видим изображение лютни с натянутыми струнами. Несколько позднее мы встретимся с целым набором музыкальных инструментов, — и музыка, и пение в Двуречье играли большую роль и в быту, а в особенности в храмовых культах.
Комбинируя два простых знака, получали возможность передачи и более сложных понятий: рисунок головы человека означал «голова», рисунок той же головы с заштрихованным ртом означал «рот, слово». В некоторых знаках сразу узнаем хорошо известную по раскопкам форму обожженного сосуда из глины, в котором и варили, и подавали пищу. Комбинация знаков головы и этого сосуда обозначала человека, который ест, и тем самым глагол «есть».
Если в целом пиктографические надписи Урука и Джемдет-Наср нам не понятны, то отдельные слова и группы слов доступны нашему пониманию; так, уже в Уруке встречается знак женщины вместе со знаком горы, который и позже в шумерском письме всегда обозначал рабынь. К концу периода Джемдет-Наср упоминаются и рабы-мужчины.
Многие из тех вещей, изображения которых имеются в рисуночном письме Двуречья, можно увидеть сейчас в музеях разных стран благодаря раскопкам на территории Ирака.
Пластика и тесно связанные с ней пластически оформленные сосуды, печати, раскрывающие перед нами весь богатый мир мышления этого времени, предметы художественного ремесла дают яркую иллюстрацию к жизни этого периода.
Нельзя ограничиться рассмотрением памятников только одного Урука, — шумерская культура охватила все Двуречье. Об этом говорят данные раскопок, ведшихся на юге (Ур, Лагаш, Шуруппак, Адаб, Киш), в центральной группе поселений (Эшнунна, Телль-Аграб, Хафадже) и на севере (Телль-Билла, Тепе-Гавра, Телль-Брак). Не следует также забывать, что Иран и Элам и в это время поддерживают культурные связи с Двуречьем; в Эламе, как уже упоминалось, возникает прото-эламская письменность, аналогичная письменности, слагающейся в это время в Шумере, а в керамике Двуречья возможно проследить влияние Ирана.
Другая информация:
Эпоха Возрождения
Вернулись парики лишь в эпоху Возрождения в Англии. Знаменитая своими морскими победами, страстью к охоте и девственностью королева Елизавета I Тюдор очень рано начала лысеть. Придворные интриганы подозревали в ней чуть ли не гермафродита ...
Создание портретной галереи
И.Е. Репина относят к наиболее ярким и последовательным представителям реалистической живописи, в которой идейный замысел должен прочно опираться на максимально точное, адекватное воспроизведение действительности во всем ее богатстве, мно ...
Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды
Эти гигантские сооружения древних до сих пор поражают воображение людей. В древнем мире их считали одним из чудес света, сегодня - загадкой. Для могил, даже фараонов, они слишком велики, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII