Расцвет каслинского художественного литья

Великая культура » Каслинское и кусинское литье » Расцвет каслинского художественного литья

Страница 2

Триумфом развития каслинского художественного литья стала Всемирная выставка в Париже в 1900 г. За два года В.Г. Дружининым были обеспечены новые модели для выставки и организована работа над знаменитым чугунным павильоном (о котором еще будет сказано ниже). В итоге совместными усилиями скульпторов, администрации, мастеров было создано поистине уникальное сооружение, которое было удостоено высочайших наград.

В первые годы ХХ века в силу общего кризиса уральских горнометаллургических заводов объем выпуска художественного литья на Каслинских заводах был уменьшен. Продукция не вывозилась далеко, поскольку себестоимость ее была высока и она не окупалась.

Успеху клодтовских произведений в каслинском художественном литье немало способствовало и то, что они были выполнены скульптором с блестящим знанием литейного искусства, так как П.К. Клодт владел им в совершенстве. Отливки их в Каслях являют пример органического сочетания принципов классической скульптуры и типично каслинской трактовки формы, ювелирной чеканки и отделки.

Каслинский завод выпустил по моделям П. Клодта несколько произведений, которые при первом знакомстве с ними неискушенному зрителю кажутся точными, только маленькими, чугунными слепками хорошо знакомых бронзовых скакунов, украшающих Аничков мост в Ленинграде. Однако, в них присутствуют такие черты и детали, которых нет в их монументальных аналогах. Только одна из каслинских групп почти точно совпадает с первой группой на Аничковом мосту, где конь совершенно покорен воле водителя.

В других же есть свои отклонения. Сравнивая чугунные скульптуры каслинского литья и замечательный ансамбль Аничкова моста, заметно, как изменения в деталях, движениях, поворотах и т.д. привели к иному внутреннему содержанию, нежели то, которое было заключено в бронзовых монументах.

Во второй половине XIX века, когда в России начинается расцвет реалистического искусства, в творчестве ряда скульпторов усиливаются реалистические тенденции, мотивы бытового жанра. Эти тенденции ясно ощущаются и в произведениях Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха.

Композиционная сложность работ Лансере не могла не увлекать формовщиков и чеканщиков. Она требовала высокого художественного и профессионального умения, тревожила самую душу мастеров. Произведения Лансере полны движения, частью бурного, порывистого, иногда плавного и спокойного. Они хорошо построены пространственно, имеют красивую сквозную структуру. Работая над ними, мастера-каслинцы сумели успешно и всесторонне выявить качества чугуна как материала скульптуры, и их отливки не уступали бронзовым, В чугуне необыкновенно пластически ясно и четко выходили тела животных, напряженные мускулы горячих скакунов, до осязаемости убедительно передавался мех, тяжелые складки одежды, развевающиеся гривы, хвосты коней.

Созвучны работам Е. Лансере и произведения его учителя Н. Ли-бериха (1828-1883). Касли отливали главным образом его анималистические произведения: "Охота на медведя", "Медведица", "Убитый кабан", "Медведь на задних лапах", "Собака-пойнтер" и др. Из жанровых его работ заводом была выпущена скульптура "Крестьянка с граблями на лошади". Немалый интерес представляют небольшие работы Н. Либериха, передающие охотничьи сцены ("Охота на медведя") или отдельных животных. К числу последних относится "Медведица", "Собака-пойнтер" и др. "Собака-пойнтер" изображает красивого сильного пса, лежащего, должно быть, в ожидании хозяина. Аналогичная по названию, другая статуэтка показывает пойнтера на охоте. Обе эти работы решены просто и естественно, в них видно прекрасное знание повадок животных, их "психологии", умение передать строение их тела.

Одновременно с произведениями русских скульпторов в Каслях выпускалось литье и по заграничным моделям. Особенно их приток усилился в конце XIX - начале XX веков.

К наиболее известным в каслинском литье работам иностранных скульпторов принадлежат статуэтки, изображающие Дон-Кихота и Мефистофеля, созданные французским скульптором Готье. К удачным приобретениям завода нужно отнести и модели другого французского скульптора - Мена (1810-1879). В Каслях отливали его анималистические произведения: "Кабан, затравленный собаками", "Собака со щенятами", "Козел" и др.

В последней трети XIX века в традиции каслинского художественного литья усиливаются народные, демократические тенденции, что связано с творчеством таких выдающихся мастеров как Н.С. Тепляков, В.Ф. Торокин, учениками Торокина - Д.И. Широковым и К.Д. Тарасовым. Помимо того, что они были талантливыми формовщиками и копиистами, славятся и их скульптурные работы. Среди них наиболее известны "Старуха с прялкой", "Литейщик на работе", "Крестьянин на пашне" "Углевоз" В.Ф. Торокина, "Старуха на сборе грибов" Д.И. Широкова, "Крестьянские сани" К.Д. Тарасова. В этих работах отражены образы простого заводского народа, их повседневного окружения. Несмотря на некоторый примитивизм образов, они глубоко передают суть простого работного населения Каслинского завода.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Северное Возрождение
К началу XVI века Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи. Она была страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступила в период заметного роста рыночных отношений и новых элементов в производств ...

Происхождение искусства
Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил крас ...

Особенности написания русской иконы
Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении, она утрачивает значительную долю своего ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru