Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке.
Литература. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его стихи – философские, гедонистические и вольнодумные рубаи.
Архитектура. Искусство. Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.
Другая информация:
Что представляет собой учение о «сыновней почтительности»
Средоточием культа становится принцип «сыновней почтительности» — сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива: «Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им же ...
Проблема конфликта
Проблема конфликта (коллизии) как источника действия тщательно разработана Гегелем. Не отрицая существования конфликтов постоянных, хронических, субстанциальных, ставших «как бы природой», Гегель вместе с тем подчеркивает, что перед подоб ...
Образование
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Монома ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII