Русская литература 2-й пол. XIX в. самая философская, и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» не только философскую и общественную мысль, но и великую русскую литературу, отсюда ее учительный характер.
Ф.М. Достоевский (1821-1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из писателей XIX в. осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будущего. Творчество Достоевского отразило страстную напряженность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1368; «Братья Карамазовы», 1879-80).
Одному из лучших романистов XIX в. И.А. Гончарову (1812-1891) присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая создать такой «всероссийский тип», как обломок («Обыкновенная история», 1847; «Обломов», 1869; «Обрыв», 1869).
И.О. Тургенев (1818-1883) в произведениях середины XIX в. выступил как яростный противник крепостного права («Записки охотника», 1847-52 и др.). В пореформенные десятилетия писатель показал столкновение главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чуткость к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, наконец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.). Произведения Л.Н. Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением "диалектики души". Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя. В необычайно правдивой литературе XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда, которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого («Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение», 1889-99).
Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) — одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения.
Другая информация:
Сувениры
Важным атрибутом установления доверительных отношений могут быть подарки и сувениры. Согласно японскому этикету, во время первой встречи подарки дарят хозяева, а не гости.
Если подарок исходит от начальника, то его стоимость не должна бы ...
Чувственная культура
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV века, этот тип культуры становится доминирующим ...
Общие принципы Б.Окуджавы
Выступления Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Многомиллионная аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших, но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциона ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII