Культура Греции

Великая культура » Культура Греции и Великобритании » Культура Греции

Страница 1

Литература. Корни современной греческой литературы уходят в период турецкого ига. Тогда на подвластных Османской империи землях создавались преимущественно теологические и дидактические произведения, выдержанные в неоклассическом стиле. Единственными заслуживающими внимания образцами литературы того времени можно считать лирические народные песни, особенно баллады клефтов (разбойников), воспевавшие свободного грека, взявшегося за оружие и бросившего вызов туркам.

Литературным центром Греции в 16–17 вв. был Крит. Среди значительных произведений можно отметить эпическую поэму в 10 тысяч рифмованных стихов Винцендзоса Корнароса Эротокрит (1650) и трагедию Георгия Хортациса Эрофили (начало 17 в.).

В 18 в. среди греческих литераторов развернулась дискуссия, продолжившая давнишний спор между приверженцами классической формы греческого языка (кафаревусы) и сторонниками народного языка (димотики). Огромный вклад в создание нового литературного языка внес Адамантиос Кораис (1748–1833), который постарался очистить народный язык от иностранных заимствований.

После Войны за независимость Греции (1823–1829) господствующие позиции в литературе заняли «пуристы». В Афинах сложилась «старая школа», последователи которой находились под влиянием европейского романтизма. Лидером этого движения был Александр Суцос (1806–1863).

«Старой школе» противостояла ионическая школа, возникшая во время Войны за независимость и отстаивавшая использование народного языка. Это направление возглавил Дионисиос Соломос (1798–1857), автор «Гимна свободе», который является национальным гимном Греции. Соломоса часто называют величайшим поэтом Греции. В его прекрасных лирических поэмах присутствуют мотивы, нередко встречающиеся в современной греческой литературе: ярко выраженное чувство национальной гордости, восхищение прошлым и приверженность идеалам свободы и справедливости. К выдающимся ионическим поэтам относятся также Андреас Калвос (1792–1869), чьи оды были в значительной мере вдохновлены классическим наследием Греции, и Аристотелис Валаоритис (1824–1879).

В этот период, с 1820 по 1880, появилось мало заметных прозаических произведений. Исключением явились несколько вещей Соломоса, воспоминания таких героев революции, как Яннис Макриянис (1797–1864), и несколько исторических романов, прежде всего сатирический роман Папесса Иоанна, принадлежащий критику и прозаику Эмануэлю Роидису (1835–1904). В 1888 Иоаннис Психарис (1854–1929) опубликовал книгу путевых заметок Мое путешествие, ознаменовавшую переворот, который в конце концов привел к утверждению в литературе народного языка.

Психарис был идейным вдохновителем литературного направления, которое получило название «новая афинская школа» и господствовало в греческой литературе конца 19 в. Центральной фигурой здесь выступал Костас Паламас (1859–1943). Ученик Соломоса и Калвоса, Паламас находился под влиянием событий политической и общественной жизни своего времени, его многочисленные поэмы и очерки пронизаны заботой о насущных проблемах Греции. Поэты «новой школы» Иоаннис Полемис (1862–1925), Костас Кристаллис (1868–1894) и Константинос Кавафис (1863–1933) ввели в греческую поэзию верлибр, обогатили ее мотивами символизма.

Окончательно утвердив димотику как язык писателя, «новая школа» оказала глубокое воздействие на греческую литературу 20 в. Романы Психариса повлияли на произведения таких прозаиков, как Никос Казандзакис (1885–1957), завоевавший международное признание романами Жизнь и похождения Алексиса Зорбаса (1943) и Христа распинают вновь (1948), а также эпической поэмой в 33 тысячи строк Одиссей: современное продолжение (1938). Поэзия Полемиса и Кавафиса проложила путь современным поэтам Георгосу Сеферису (1900–1971) и Одиссею Элитису (1912–1996), развивавшим современные направления, включая сюрреализм. Оба они являются лауреатами Нобелевской премии по литературе.

Среди других выдающихся греческих писателей 20 в. – Стратис Миривилис, известный своими романами и повестями о Первой мировой войне и греко-турецкой войне 1920-х годов, романисты Элиас Венецис и Пантелис Превелакис, поэт Ангелос Сикелианос (1884–1951) и драматург Спирос Мелас.

Искусство. В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось. После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в. Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Мысли В.В. Кандинского о духовном в искусстве
Литература, музыка и искусство являются первыми, наиболее восприимчивыми сферами, где этот поворот к духовному становится заметным в реальной форме. Эти сферы немедленно отражают мрачную картину современности, они предугадывают то Великое ...

Жизнь человека в жизни кино
Для того чтобы на экране возник образ обесчеловеченного мира, сам этот киномир должен был пройти значительный путь очеловечения. К середине 1920-х годов зритель уже успел обнаружить на экране не только "природу, застигнутую врасплох& ...

Основные тенденции развития культуры XX века
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принц ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru