Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размышлениями. Некоторые исследователей вычленяют ряд факторов, серьезно повлиявших на формирование эстетики (см. Волкова Е. В., Новикова Л, .И. К вопросу о предмете и методах эстетики//Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975):
1. Философия как наука
2. Искусство как художественная практика.
3. Социальный заказ.
4. Внутренняя логика развития, науки.
Все эти факторы, естественно, действуют сообща в одну и ту же эпоху, но всегда можно проследить решающее влияние какого-то одного. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. Фактически нельзя назвать такой, период в развитии эстетики, когда эстетическая проблематика не была бы связана с философией. Другое дело, что философия могла быть и религиозной, и позитивистской. И ее влияние могло быть решающим, а могло быть второстепенным. Естественно, что характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. Так, разработка понятия прекрасного Платоном явилась необходимой частью его гносеологии.
Социальный заказ в разные периоды развития эстетической мысли (средневековая эстетика, Просвещение и др.) заставлял ее концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных с идеологическими и социальными проблемами, чем, естественно, также развивал ее сферу.
Другая информация:
Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные спо ...
Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца
Главное в деятельности хореографического коллектива — создание репертуара. От него зависят организационная и учебная работа.
Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организо ...
Православно-языческий
синкретизм в образной системе русских заговоров
Языческие представления имеют свою историю; они создаются не вдруг, а постепенно - вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жит ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII