Яркая история стиля «Мемфис» началась с человека по имени Этторе Соттсасс.
Этторе Соттсасс родился в Инсбруке (Австрия) в 1917 году в семье архитектора Соттсасса – старшего. Затем он изучал архитектуру в Туринском политехническом институте, получил степень в 1939 году. Однако в период с 1939 по 1946 он был оторван от своей профессиональной среды войной и пленом. Возобновить карьеру удалось в Милане в 1947. После возвращения к работе в сфере интересов Этторе оказались архитектурный и промышленный дизайн, керамика, ювелирные украшения, а также графический дизайн. К концу 50-х годов он уже автор множества проектов в этих областях.
Соттсасс ведет активный поиск новых способов формообразования. При этом, он отказывается и от стиля «классического» дизайна, и от схем функционализма, стремясь выработать свой проектный стиль, свою идеологию.
В 1962 году Соттсасс опубликовал в журнале «Домус» статью «Дизайн». Основной идеей этой статьи являлось то, что дизайн как таковой имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с той культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается скорее как магический объект, но не как орудие для выполнения какой – либо функции. Отсюда – «медитативный дизайн», спонтанность, авторский жест – проектный стиль Этторе.
Благодаря своим новаторским идеям к началу 60 – х годов Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Но одновременно с этим, Соттасасс завоевывает репутацию «серьезного» промышленного дизайнера – в частности, своими проектами для фирмы «Оливетти» (электронно – вычислительная система «Элеа-9003», электрические пишущие машинки «Праксис -48» и «Текне-3»).
При этом он не оставляет своих поисков и в альтернативном направлении. Так, основываясь на них Этторе создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы «Польтронова», «Менгир», «Зиккурат» и «Ступа».
Подобное сочетание, казалось бы. несочетаемых вещей являлась отличительной чертой дизайнера. Двойственность Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Невероятное сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. В конце 60-х годов он становится своеобразным гуру для бунтующей дизайнерской молодежи.
Его двойственность – это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера аль-тернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей. В 1969 году Соттсасс спроектировал для «Оливетти» портативную пишущую машинку «Валентина».
Благодаря его видению, технически сложное изделие было поставлено в один ряд с простыми предметами быта: сумкой, одеждой, безделушкой. Машинка изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно – желтыми бобинами, превращаясь, таким образом, из орудия труда в инструмент для творчества. Даже в технический промышленный объект внедрился стиль поп – культуры. Однако в то же время в своих концептуальных альтернативных проектах Этторе начинает использовать принцип «нейтрального» дизайна, естественный для промышленных объектов, где первична функция.
В 1972 году Соттсасс спроектировал футуристическое «Контейнерное жилище» - комбинированная система многофункциональных модулей из пластмассы. А для «Оливетти» он создает системы конторского оборудования. Проектируется единая офисная среда, включающая мебель, технику, канцелярские мелочи и даже архитектурные детали планировки.
Казалось, он достиг всего, о чем можно мечтать: слава, признание, деньги. Однако останавливаться на достигнутом Соттсасс не собирался. Этторе пошел дальше, основав собственное движение в дизайне – стиль «Мемфис».
Другая информация:
Начало пути
Будущий художник родился 23 февраля 1878 года на окраине Киева в семье управляющего сахароваренного завода Северина Антоновича Малевича. В этой польской семье появятся на свет еще четырнадцать детей. Но для матери старший сын останется са ...
Культура Арабского Востока
Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизаци ...
Культура Греции
Литература. Корни современной греческой литературы уходят в период турецкого ига. Тогда на подвластных Османской империи землях создавались преимущественно теологические и дидактические произведения, выдержанные в неоклассическом стиле. Е ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII