Культура казахов в XV–XVIII ВВ.: творчество Жырау.
Период XV – начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. Метан
XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы- импровизаторы.
В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау – размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау – Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.
Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета – поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.
Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.
Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и, воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.
Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.
Умбетей Тилеу улы (18 в.) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684–1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников – свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.
Не говори, что над землей Луна никогда не зайдет,
Что озеро, сколько воды ни пей.
Своих не утратит вод. Не говори, что на пустыре
Не появится озеро.
Не говори, что в глуши, где курая нет,
Не будет бродить кулан.
Не говори – от белых кобыл
Хороших не жди жеребят,
Не говори – толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом
Опередив всех на джайлау.
Не называй бедняка бедняком
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в центре степного пространства
Один выстоять против толпы,
И за обиды свои отомстить.
(Бухар жырау).
Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов – Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.
Инструментальная музыка казахского народа
Казахи – прямые наследники неповторимой культуры тюркской кочевой цивилизации. Жившие до начала прошлого века в условиях кочевничества, они, несмотря на коренные изменения условий жизни в современную эпоху, смогли сохранить основы своей духовной культуры. И самым прекрасным и одновременно самым сокровенным наследием этой культуры является традиционная музыка, насчитывающая тысячи образцов самого разнообразного по видам и жанрам музыкального и музыкально-поэтического творчества Кюи – богатейшая часть этого музыкального достояния; это – один из самых высоких жанров инструментальной музыки, содержание и форма которой, развиваясь, достигли совершенства.
Другая информация:
Методы изучения истории
книги
Метод в науке есть подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, наконец – особенности, частности ...
Художественной видение мира в культуре России ХХ
века Советского периода
Обычно художественную культуру России ХХ века описывают и анализируют в контексте особенностей ее развития именно как Советской России. Это накладывает сильный отпечаток на всю картину мира, если ее допустимо представить в виде целостност ...
Искусство древнего Двуречья
Искусство Двуречья широко представлено сохранившимися экспонатами. Наиболее интересны фрески из древних дворцов, до наших дней сохранилось большое количество фигурок, статуэток людей, ювелирных украшений.
Подразделяя историю Двуречья на ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII