Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения

Великая культура » Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений » Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения

Страница 4

В конце XV – начале XVI века стала патриархальная этика – христианская по духу, хотя уже и в основном светская по форме. Отражением этой этики и одним из орудий буржуазной идеологии становится новый вид театрализованных представлений, названный моралите (от лат. мoralis – нравственный). Вначале моралите было частью мистерии, но со временем оно оформилось в самостоятельное сценическое произведение. Моралите освободило мистериальное представление от религиозных сюжетов, но на первых порах ушло и от бытовых комических сцен. Явления действительности представали в моралите не в своем непосредственном виде, а абстрагировано, аллегорически. Аллегории эти всегда имели вполне реальные основания. Так, "Скупость" изображалась с ослиными ушами и т. д.

В дальнейшем развитии моралите подчиняется общей тенденции проведения празднеств и представлений позднего средневековья с их стремлением к активизации народно-площадного начала и к социальным мотивам.

Моралите сатирического содержания начинают называть фарсами. В одном фарсе беззаботные и веселые "дети Глупости" поступают на службу к "Миру". Но "Миру" нельзя угодить – он придирчив: очевидно, "Мир" болен. К нему приглашают врача, который исследует пациента и находит у него мозговую болезнь. Оказывается, "Мир" одержим страхом перед какими-то якобы грядущими несчастиями. Но "детям Глупости" все-таки удается вернуть этот "Мир" к веселому настроению и беспечности.

В Нидерландах в пору разложения феодализма и роста буржуазии получили распространение самодеятельные кружки – так называемые риторические камеры. Руководители этих кружков, представители мелкой буржуазии, преследовали общеобразовательные цели и являлись организаторами широких народных театрализованных представлений. Со временем риторические камеры начали оказывать большое влияние на демократические массы населения. Между сотнями кружков, разбросанных по различным городам, устанавливается тесная связь благодаря организации состязаний-олимпиад. Эти "театральные олимпиады" XVI века являют собой пример превосходно организованной культурной работы, которая позволила буржуазии развернуть свою самодеятельность в момент бурного роста ее классового самосознания, накануне вступления в вооруженную борьбу с абсолютизмом и остатками феодализма.

Во Франции в Париже выступает кружок "Беззаботных ребят". Этот кружок специализировался на представлении шутовских пьес, так называемых соти (от франц. Sot – шут, дурак).

Критикуя общественные недостатки, являясь живой театрализованной публицистикой, моралите, фарсы и соти в какой-то мере выполняли роль средств массовой информации нашего времени. Особенно обширно был представлен в рассматриваемую эпоху тип агитационных и пропагандистских представлений.

В странах, охваченных протестантизмом, борьба направляется, прежде всего, против католической церкви и ведется в обостренных полемических тонах. Так, например, проходило народное массовое представление XVI века "Бернская пляска смерти".

К центру базарной площади движутся две группы народа. Первую группу возглавляет римский папа – в пурпурной мантии, на коне, окруженный рыцарями, богатыми купцами и стражниками. Другая группа представляет собой процессию нищих калек, инвалидов и бедного бродячего люда. Посреди рыночной площади оба шествия сталкиваются. Нищие мешают проехать папе и его свите. Глава церкви пытается вразумить их, и тут завязывается диалог между папой и впереди стоящим нищим. "Блаженны нищие…" - начинает свое утешение папа, но нищий прерывает его: "Почему не нищ ты, первый слуга Христа? Зачем тебе пурпур, конь и стражники? Твое место в наших рядах!". Папа приказывает страже забрать и увести смутьяна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Древнеегипетская коллекция музея
Одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Хронологически охватывает период 4–3 тыс. до н.э. до 7 в. Наиболее богатый раздел – монументальная пластика Нового царства (16–11 вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмеса III, две Фигур ...

Древнеяпонская скульптура
Первые образцы японской пластики восходят к 3—5 вв. н. э. Это полные живой непосредственности разнообразные глиняные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов. Буддийская скульптура 6—7 вв., ...

Российское кино в переломные этапы отечественной истории
Кино, как и любой другой вид искусства, является отражением своего времени. По мнению искусствоведа В. Фомина "не вспомнить другой столь же жалкой и малопродуктивной эпохи, как перестроечное и постперестроечное время". Даже два ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru