Быт и культура народов Древнего Египта

Великая культура » Быт и культура народов Древнего Египта

Города эпохи фараонов превратились сегодня в пыльные холмы, усеянные черепками глиняной посуды и мельчайшими осколками. Нас это не удивляет, потому что города и дворцы строились из кирпича-сырца. Однако некоторые из них находились ещё не в столь плачевном состоянии, когда их описывали учёные, приехавшие в Египет вместе с наполеоном Бонапартом. Множество новых разрушений произошло уже в последствии, когда местные жители продолжали не только использовать 'себах' (вековая пыль из развалин мёртвых городов) из руин, извлекая каменные блоки, но, к сожалению, пристрастились к поискам древностей. Поэтому мы можем с уверенностью говорить лишь о двух городах, ибо это были недолговечные города. Их создали по царскому повелению, просуществовали они очень недолго и внезапно были покинуты. Наиболее древний, Хут-хетеп-Сенусерт, воздвигнутый в Фаюме фараоном Сенусертом, просуществовал менее столетия. Второй город, Ахетатон, стал резиденцией Аменхотепа 4 после его разрыва со жречеством Амона. Его преемники жили там до вступления на трон Тутанхамона, который вернулся со своим двором в Фивы. Весьма полезно бросить взгляд на эти города-призраки, прежде чем мы перейдём к описанию рамессидских городов.

Основатель Хут-хетеп-Сенусерта заключил город в ограду – триста пятьдесят на четыреста метров – и предполагал, что здесь будет проживать довольно много людей. Храм располагался за городскими стенами. Мощная стена разделяла город на две части : одна отводилась для богачей, другая – для бедняков. Квартал бедноты прорезала улица шириной в девять метров, которую пересекали под прямым углом многочисленные узенькие переулки. Дома стояли так, что их фасады выходили на улицу, а задние стены смыкались одна с другой. Поражает теснота комнатёнок и коридоров. Квартал богачей пересекали широкие улицы: Они вели к дворцам и жилищам высших чиновников ; по площади они превосходили примерно в пятьдесят раз домишки бедняков. Египтяне всегда любили сады; например, начальник экспедиции на юг Хуфхор (Хирхуф), привезший из Нубии карлика-танцора для своего юного повелителя (царя Пепи 2), рассказывает в надписи в своей гробнице, как он построил дом, вырыл бассейн и насадил деревья ; знатная госпожа эпохи Сенусерта велела вырезать на своей стеле, что она очень любила деревья ; Рамсес 3 повсюду насаждал сады. Но, здесь в Хут-хетеп-Сенусерте, ничего не было предусмотрено ни для садов, ни для прогулок.

Город Эхнатона, наоборот, был городом роскоши. Он находился между Нилом и горами и занимал обширное пространство в форме полукруга. Главная улица, параллельная реке, шла через весь город из конца в конец и пересекала другие улицы, которые вели к набережной, некрополю и алебастровым каменоломням. Царский дворец, храм, здания администрации и торговые дома образовывали центральный квартал. На улицах скромные дома чередовались с роскошными виллами, принадлежавшими членам царской семьи.

Огромные обширные пространства, как в частных владениях, так и на городских площадях, отводились под посадки деревьев и под сады. Работники некрополя и каменоломен жили отдельно, в посёлке, обнесённом оградой. Город был покинут жителями, и его планировка оставалась неизменной, в то время как в городах с долгой историей – а таких было неизмеримо больше – царил полнейший беспорядок. Мен-нефер – 'постоянная красота' (фараона или бога), который греки переименовали в Мемфис, назывался также Анх-тауи – ' жизнь обеих земель ', Хут-ка-птах – ' Дворец двойника Птаха ', и Нехет – ' сикомор'. Каждое из этих названий может служить названием города, но первоначально они означали либо царский дворец с окружающим ансамблем, либо храм Хатхор, почитаемой в Мемфисе как ' г-жа сикомора '. То же самое было и в Фивах, стовратном граде Гомера. Сначала он назывался Уасет, как 4 ном Верхнего Египта, на территории которого он располагался. В эпоху Нового царства его стали называть Опет (слово, которое одни египтологи переводят как 'гарем', другие как 'святилище', третьи как 'дворец'). Гигантский комплекс сооружений, связанный сегодня с названием деревушки Карнак, со времён Аменхотепа 3 назывался Опет Амона.

Аллея сфинксов ведёт от него к храму Луксора – Южному Опету. Оба Опета были некогда окружены стенами из кирпича- сырца с множеством монументальных каменных входов с воротами из ливанской пихты, окованными бронзой и изукрашенными золотом. В случае опасности ворота затворяли. Пианхи рассказывает, что ворота города закрылись при его приближении. Однако в известных нам текстах нет и намёка на закрытие ворот, и поэтому надо полагать, что в мирное время через них можно было свободно входить и выходить днём и ночью.

Внутри города почти всё пространство между стенами и храмом занимали жилые дома, лавки и ныне исчезнувшие склады. Сады и огороды радовали глаз своей зеленью. Стада Амона паслись в загонах. Один из этих садов изображён на стене ' зала Анналов' его создателем, Тутмосом 3; сам фараон предстаёт там перед нами среди растений и деревьев, вывезенных из Сирии.

Между двумя оградами по обеим сторонам аллеи сфинксов и на берегу реки стояли вперемежку официальные здания и дворцы. Каждый фараон хотел иметь собственный дворец, но и везиры, и высшие чиновники были не менее тщеславны. Поскольку город не переставал расти на протяжении правления трёх династий, вполне вероятно, что более скромные дома и жилища бедняков оказывались среди этих роскошных дворцов, а не в отдельном квартале, как Хут-хетеп-Сенусерте.

Напротив Карнака и Луксора, на западном берегу Нила, разрастался второй город, Джеме, или, вернее, не город, а скопление отдельных памятников с прилегающими домами и складами, окружённых стенами из кирпича-сырца; площадь каждого такого ансамбля была триста на четыреста метров, если не больше. Длина ограды, сооружённой при Аменхотепе 3, превышала пятьсот метров по каждой стороне. Эти огромные кирпичные стены имеют ширину у основания по пятнадцать метров, а высоту более – двадцати. Они почти полностью скрывали от глаз то, что находилось внутри; над ними возвышались пирамидионы обелисков, верхняя часть пилонов и колоссальных статуй. Большая часть этих ансамблей оказалась жестоко разрушена временем и людьми. Колоссы Мемнона сегодня возвышаются среди пшеничных полей, но они создавались совсем не для того, чтобы в одиночестве стоять среди этого идиллического пейзажа. Первоначально они украшали фасад огромного храма, окружённого со всех сторон домами из кирпича-сырца, где жило многочисленное население, и складами с огромным количеством разнообразных товаров. Лишь колоссы устояли перед веками, остальное всё исчезло, оставив после себя жалкие холмики. Да и сами колоссальные статуи не избегли общей участи. То, что удалось обнаружить во время непродолжительной кампании раскопок, сегодня быстро исчезает под натиском наступающих полей. Только монументальное сооружение Рамсеса 3 в Мединет-Абу, Рамессеум и, естественно, ступенчатый храм царицы Хатшепсут до сих пор поражают своим величием.

Особенно выделяется Мединет-Абу. В верхних помещениях сюжеты настенных росписей, например, Рамсес в окружении своих любимцев ласково держит за подбородок очаровательную египтяночку. И, тем не менее, это сооружение было не чем иным, как крепостью. Обычно там находилась только стража. Сам же дворец и гарем находились немного дальше, рядом с храмом. За воротами находились храм, дворец, гарем и т.д. Здесь жили жрецы храма и ремесленники. Таков был укреплённый дворец Рамсеса, властителя. Рамсес 2 построил так много, что его преемникам почти ничего не оставалось делать. Так, Рамсес 3 занимался главным образом поддержанием и расширением садов и лесов.

В резиденции своего прославленного предка он разбил огромные сады, продолжил прогулочные дороги среди полей, насадил виноградники и оливковые рощи , а вдоль священного пути – роскошные цветники. Он всюду обновлял посадки деревьев и растений.

Животным, растениям и, конечно, людям требовалось много воды. Было бы крайне неудобно и даже неприлично ходить за ней на канал, находящийся вне стен города, поэтому в большинстве городов, окружённых стенами, существовали каменные резервуары. В них были проделаны ступени, по которым спускались к воде в любое время года. Кроме того, в городах были прорыты колодцы. В ограде Пер-Рамсеса насчитали по крайней мере четыре колодца. В восточной части города были обнаружены многочисленные глиняные трубы канализации различных образцов, пролегавшей глубоко под землёй. Мы не знаем, когда они были проложены, и не знаем даже, для чего служили – для доставки питьевой воды или для отвода использованных вод. Тем не менее, мы рассказываем об этих системах, дабы подчеркнуть, что администрация фараонов заботилась об удобствах и здоровье горожан.

Другая информация:

Становление русского кино
Царская Россия отставала в своем развитии от ведущих стран Запада; собственного производства аппаратов и пленки не было, поэтому кинематографистам приходилось пользоваться материалами импортными, ввозимыми преимущественно из Франции. Но Р ...

Культура и искусство XIX века
Сохраняя связь с европейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с собы ...

Искусство римского скульптурного портрета
Из всех цивилизаций древнего мира римская цивилизация известна нам лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхища ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru