В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православной церкви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.
После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.
Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междоусобицы.
Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
XVIII столетие – это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.
Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией – организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.
Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.
Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.
В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.
Идеалы Просвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.
Развитие белорусской литературы в период XVI –XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.
Развитие белорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общим кризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последним значительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в 30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика между сторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическая литература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, не могла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновить полемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годы некоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.
Последним представителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии Афанасий Филиппович (1597—1648). Как общественный деятель и как писатель А. Филиппович сформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения. Он чувствовал глубокую духовную связь со своими предшественниками, борцами против унии, и считал себя непосредственным продолжателем их правого дела. Решительный и энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях, А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине «проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества за православную веру.
В историю белорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника), представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатской публицистики с автобиографическим повествованием. «Диариуш» находится еще в русле полемической литературы, однако в жанровом отношении он во многом близок к произведениям историко-мемуарного характера, в которых рассказ о событиях обычно связан с фактами личной биографии автора или преимущественно основывается на его личных впечатлениях. В отличие от писателей-полемистов конца XVI — начала XVII в. А. Филиппович почти совсем не касается догматических вопросов богословия. Направляя свой обличительный пафос против господствующих верхов Речи Посполитой, он основное внимание сосредоточивает на раскрытии бесправного положения белорусского и украинского народов, на описании истории их борьбы за традиционную веру.
С более широких и передовых позиций выступал автор сатирических произведений «Речь Мелешки» (вторая четверть XVII в.) и «Послание к Обуховичу» (1655). «Речь Мелешки» написана в форме выступления на варшавском сейме реально существовавшего Яна Мелешки, бывшего в 1615—1622 гг. смоленским каштеляном, и является литературной мистификацией. Произведение направлено против засилия в Белоруссии иностранцев (поляков, немцев), которые чувствовали себя здесь полновластными хозяевами. Сознательно выдавая себя за человека, малосведущего в вопросах большой политики, прикидываясь этаким простаком, автор умело и остроумно пародирует их нравы и этикет, едко, с присущим ему острословием высмеивает слепое преклонение перед всем иностранным, свойственное белорусской шляхте, которая отреклась от своих национальных традиций и обычаев. Он смело обвиняет правящие верхи Польши в захватнической, колониальной политике на белорусских и украинских землях и подвергает беспощадному осуждению антинародную, верноподданническую позицию местных феодалов. Спасение своей родины писатель видит в изгнании всех иностранцев, «што до нас влезли противко праву нашему».
«Речь Мелешки» и близкое по своей идейной направленности, образно-стилистическому строю «Послание к Обуховичу» были значительным шагом вперед в развитии белорусской литературы по пути усиления критического направления и дальнейшей демократизации, что проявилось не только в народном взгляде их авторов на некоторые важнейшие проблемы общественно-политической жизни страны, но и в широком использовании народной фразеологии, юмора, сатиры. Более того, если во второй половине XVI — начале XVII в. наблюдается процесс олитературивания исторических, деловых записей, то здесь мы имеем дело с явлением иного рода: перед нами литературное произведение — продукт художественного творчества, умышленно выдаваемое автором за служебную речь или деловое послание. «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу» следует рассматривать как явления этапные в истории старой белорусской литературы.
Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны начала XVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича; эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов (середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей; описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (по Сибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта и нравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завиши и С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественному уровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени, построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.
Другая информация:
Представления китайцев о мире и древние народные культы
Союз и борьба Ян и Инь Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Вначале весь мир являлся хаосом, образованным из мельчайших частиц: светлых — Ян и темных — Инь. Постепенно светлые ...
Музыка в греческой трагедии
Античная музыка выполняла важную драматургическую функцию в трагедии, где диалоги чередовались с напевной рецитацией и сольным или хоровым пением в сопровождении авлоса и кифары. Из трагедий «Ифигения в Авлиде» и «Орест» Еврипида до нас д ...
Изображения литургического характера
Это те, которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишь символически. Сюда относится изображение рыбы - это один из наиболее распространенных символов первых веков.
Принятию христианами этого символа, конечн ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII