Культура Европы XIX–ХХ вв

Великая культура » Культура Европы XIX–ХХ вв

XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развития промышленной революции. Таковы главные особенности формирования цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей.

Разнообразны научные достижения XIX столетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют выражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Ж.Ф. Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитие экономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт, Г. Спенсер). Новых высот достигают и физико-математические науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н. Карно, М. Фарадей и др.). Исключительны успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвигает теории происхождения человека и естественного отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн).

Подготовленный идеями Канта и Фихте новый взлет мысли происходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатывают концепцию поступательного развития человечества и принципа историзма, сформулированы основные законы диалектики. В середине столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом создается материалистическое учение, получившее дальнейшее развитие под названием "марксизма". В XIX в. зародился позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием может быть только научно обоснованное эмпирическое знание (основоположник этого метода О. Конт).

Поскольку душой любой культуры является искусство, то важно проследить климат эпохи через его развитие. В искусстве этого периода можно выделить две основные вехи: эпоху романтизма (первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма.

Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).

Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди).

Таким образом, романтизм провозгласил своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право на самостоятельность и оригинальность в художественном творчестве.

Но к концу XIX - началу XX вв. идеи романтизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса.

Другая информация:

Прекрасное как традиционный предмет эстетики
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное ...

Изображения библейских событий
Цикл их не очень разнообразен по содержанию – одни и те же сюжеты чередуются обычно, не заменяясь другими. Однообразие здесь заметно и в художественной обработке. Явление это, по мнению некоторых археологов, объясняется тем, что церковь у ...

Деловой костюм
Каким должен быть деловой костюм? Элегантным, простым и сдержанным, но в то же время в нем должна быть изысканная женственность для женщин и привлекательный шарм для мужчин. Ваш деловой костюм должен помогать и вам, и окружающим делать де ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru